Рекламная пауза


Недавно многие иностранные информагентства облетела новость, что власти Алабамы запретили к распространению на территории штата вино Cycles Gladiator. Причиной тому – «аморальная» этикетка.


Cycles Gladiator Cabernet Sauvignon Central Coast 2007

Журналисты шутили: «Легко понять, почему они запретили продавать вино с такой этикеткой: велосипедистка забыла надеть шлем безопасности! Плюс ко всему, она явно управляет велосипедом в ночное время, не имеет фар или отражающих рефлекторов, а её длинные волосы легко могут запутаться в спицах колеса и вызвать аварию. Как власти могли пропустить это три года назад, когда вино с такой этикеткой появилось в продаже?».

Сама этикетка – копия старинного французского плаката, созданного в 1895 году для рекламы велосипедов: на нем изображена обнажённая женщина, нимфа, летящая вместе с велосипедом сквозь звёздное небо. Однако, таково было видение автора. А вот власти штата Алабама считают, что «летящая нимфа» на этикетке выглядит порнографически. Винодельня Hahn Family, Калифорния, которая производит линейку вин «Cycles Gladiator», нашла очень простой выход из этого положения: она приняла решение прекратить поставки своего вина в штат Алабама. Вино Cycles Gladiator в рознице стоит около 10 долларов, и с 2006 года продано порядка 600 тыс. ящиков (7 млн. 200 тыс. бутылок). Это вино продаётся в 49 штатах (теперь – в 48-ми).

Вообще, Алабама выделяется среди других штатов своими достаточно странными правилами, касающимися распространения вина на своей территории.

[Я уже писал, что в США право регулировать распространение и продажу алкогольных напитков на территории какого-то штата имеет сам штат. Никаких федеральных законов, единых для всей страны нет, за исключением того, что приобретать и потреблять алкоголь можно только с 21 года. Кстати, по другому федеральному закону, в США приобретать и читать порнографическую литературу можно с 18-ти лет. Так что, к тому моменту, когда молодой человек или девушка смогут покупать или потреблять вино, они уже три года как могут спокойно рассматривать порнографию, в том числе и этикетку с «летящей нимфой».]

Алабама – бедный (по американским меркам) штат с сильным влиянием церкви. Как результат – в нём существуют правила, которые вызывают определённое недоумение. Например, вина крепостью более 14,5% алкоголя рассматриваются как креплёные, и их налогоблажение происходит по более высокой шкале. Также, на территории штата есть два графства (области в российском понимании), в которых до сих пор действует «сухой закон». Наконец, на всей территории штата запрещена торговля алкоголем по воскресеньям. Так что штату Алабама предстоит пройти ещё долгий путь, чтобы стать дружественным к вину.

Надо сказать, что в американской истории это был далеко не первый случай, когда винную этикетку запрещали из-за «порнографического» изображения на ней.


Kenwood Artist Series 1994

Известная калифорнийская винодельня, Kenwood, в 1975 году запустила серию этикеток для своих вин под общим названием «Художественная Серия». Среди этикеток в этой серии предполагалась одна под названием «Обнажённая леди».

Все новые этикетки в США утверждаются «Бюро по Алкоголю, Табаку и Оружию» (BATF). Первичный вердикт данной организации: «...непристойно и неприлично» и только 50 ящиков вина с такой этикеткой попали на рынок. В качестве протеста, владельцы винодельни подали на утверждение новый вариант, на котором был изображён полулежащий скелет (!), но и этот вариант был запрещён. В 1994 этикетка «Обнажённая леди» была вновь представлена на утверждение в BATF. Времена изменились и почти через 20 лет после первоначального обращения, этикетка была одобрена.


Chateau Mouton Rothschild 1993

Пуританство вышеупомянутого американского «Бюро по Алкоголю, Табаку и Оружию» (BATF) наиболее ярко проявилось в случае с вином Chateau Mouton Rothschild. До 1924 года Chateau Mouton Rothschild, как и другие хозяйства Медока, каждый свой урожай продавали виноторговцам в Бордо прямо в бочках, где они уже в свою очередь занимались выдержкой, бутилированием, дизайном этикеток и распространением вин. Не имея прав на конечный продукт, владельцы шато проявляли мало интереса к внешнему оформлению бутылки. Этикетки разрабатывались согласно идее, что имена виноторговцев на этикетках более важны, чем имена владельцев хозяйств. В 1924 году барон Philippe de Rothschild (Филипп де Ротшильд) принял революционное для того времени решение – самостоятельно разливать весь урожай по бутылкам. С этого момента этикетка превратилась в торговую марку и гарантировала подлинность происхождения вина, а значит, и его качество.

Решив отметить своё новое начинание, барон заказал Жану Карлю (Jean Carlu), известному в то время дизайнеру афиш и вывесок, разработать новую этикетку для винтажа 1924 года, что тот и сделал. Однако, начинание на этом остановилось и до 1945 года использовалась старая классическая этикетка хозяйства. И только урожай Chateau Mouton Rothschild 1945 года был отмечен новой «авторской» этикеткой – Филиппа Жюллиана (Philippe Jullian) с изображением буквы «V», как символа победы и выражения общего настроения радости, царившего в то время. После этого каждый год барон Филипп Ротшильд, а после его смерти Баронесса Филиппина, заказывают эскизы этикеток у своих друзей – людей искусства.

Для урожая вина Chateau Mouton Rothschild 1993 года этикетка была заказана французскому художнику польского происхождения Бальтусу (Balthazar Kossowski de Rola, 1908-2001 года). Этикетка представляла собой карандашный силуэт обнаженной девочки-подростка «с отсутствующим взором, своенравной, грациозной и хрупкой», как говорил сам автор.

Поначалу BATF одобрило эту этикетку для распространения её на территории США. Но позднее калифорнийская организация, назвавшаяся «Группа, отвечающая на сексуальные оскорбления», обратилась с письмом в Бюро, требуя запретить ее, мотивируя это тем, что данное изображение является « распространением детской порнографии». Каково же было потрясение баронессы Филиппы де Ротшильд, когда она узнала, что ввоз ее вина урожая 1993 года в США запрещен... как пропаганда порнографии! Она даже вспылила: «Картина была обнаженной натурой, а изобретатели кока-колы не усмотрели разницы между порнографией и живописью...». Однако велела заменить художественные этикетки на простые на всех заказанных американцами 30 тысячах бутылок. По всему миру вино, естественно, разошлось с оригинальной художественной этикеткой, а американские покупатели, получившие вместо нее не имеющую никакой художественной ценности бумажку, были в бешенстве. И, хотя ограниченный тираж безликих этикеток стал особым предметом вожделения европейских коллекционеров, американские ценители днем с огнем пытались раздобыть бутылки с рисунком Бальтуса. Ситуация получилась анекдотичная, потому что коллекционеры вина, а также коллекционеры этикеток в итоге стремились купить обе бутылки Chateau Mouton Rothschild 1993 года.

А вот в следующих ситуациях никаких запретов со стороны Бюро не последовало.


Armida Winery Mamietage wine 2005

В 2005 году Armida Winery, Калифорния, выпустила серию вин Mamietage wine, на этикетках которых была изображена обнаженная и постаревшая секс-бомба Mamie Van Doren, хотя наиболее «интересные» места на фотографии и закрыты легко снимающейся наклейкой. Набор из трёх бутылок стоит 300 долларов (за удовольствие надо платить).


The Velvet Collection 2004

27 мая 1949 года состоялась знаменитая фотосессия фотографа Тома Келли (Tom Kelley) и тогда ещё неизвестной актрисы Нормы Джин Мортенсен, которую позднее мир узнал под именем Мэрилин Монро. Именно эта фотоссессия в последствии сделала Мэрилин безусловным секс-символом 20-го века. Несколько фотографий были опубликованы на центральном развороте в первом номере журнала Playboy в 1953 году. Одна из них, где Мэрилин позирует на фоне красной бархатной драпировки, была использована компанией Nova Wines Inc., долина Напа, Калифорния. Впервые она появилась на бутылках серии Red Velvet («Красный бархат») в 2003 году. К сожалению, практически вся партия вина была уничтожена пожаром на складе сразу после того, как вино было выпущено. Однако, благодаря соглашению на исключительные права с журналом Playboy, это историческое фото было использовано уже для следующего урожая The Velvet Collection («Бархатная коллекция») 2004 года. Этикетка защищена декоративным пластиковым слоем, который легко можно удалить сразу после покупки бутылки, чтобы разглядеть фотографию в оригинальном виде.

Каждый год вино с этикеткой «Мэрилин Монро» поступает в продажу точно в день её рождения, 1-го июня. До кризиса 1,5 литровая бутылка такого вина стоила 200 долларов, а за тысячу долларов можно было приобрести набор из трёх бутылок: 3-х литровая, 1,5-литровая и стандартная бутылка750 мл, уложенные в коробку, обитую красным бархатом.

Как видно, случай с «летящей нимфой» далеко не нов. История просто ходит по кругу, а люди, принимающие решения, ничему не учатся. Михаил Бабинский


Обсудить: | Поделиться: