«Крещение» судов


Для того, чтобы увереннее чувствовать себя в море и задобрить морских богов, человек придумал множество ритуалов. Самый известный из них – разбивание бутылки шампанского о борт «новорожденного» судна.

Профессия моряка – одна из самых древних и самых трудных профессий на земле. И мореплавание всегда было занятием лишь сильных и мужественных людей, способных в любую минуту бросить вызов грозной стихии. Бескрайние просторы, сила, мощь и непредсказуемость морей и океанов наводили благоговейный страх на всех, кто покидал спокойный берег. И, инстинктивно, люди искали божественную защиту для себя и своего судна. Так что неудивительно, почему многие сложившиеся традиции, правила и предрассудки дожили до наших дней.

Один из самых древних морских ритуалов – традиция «крестить» новое судно. Люди вкладывали в этот ритуал глубокий духовный смысл, ибо не хотели вверять свои корабли воле морских божеств не умилостивив их предварительно какой-либо жертвой.

У каждого народа и культуры были свои особенности, сопровождающие спуск на воду нового судна. Греки и римляне призывали Посейдона и Нептуна защитить моряков: все присутствовавшие на церемонии покрывали свои головы венками из веток оливкового дерева, пили вина в честь богов и благословляли судно, поливая его водой. Святые предметы заносили на борт греческих и римских судов, и эта практика просуществовала вплоть до Средних веков. Эти святыни, как правило, хранились на юте на протяжении всей «жизни» корабля (прим. Ют - кормовая часть верхней палубы). Неизвестный вавилонский автор третьего века до нашей эры так описывал спуск нового корабля на воду: «В качестве жертвоприношения богам я приказал убить трёх быков» . Спуск судна у мусульман в Оттоманской империи сопровождался молитвами к Аллаху, жертвоприношением овец и празднествами. Иудеи и христиане обычно использовали вино или воду, просили заступничества у святых и благословения церкви. Например, «крещение» военного судна Ордена Рыцарей Мальты в 1675 году описывалось так: «…на борт корабля поднялись два священника, опустились на колени и воздали молитву, затем прикоснулись руками к каждой мачте и окропили их святой водой» .

Вообще, использование вина или любой другой жидкости при «крещении» корабля предполагало, что это обеспечит первый контакт судна с жидкой средой и подготовит его к будущим испытаниям в морской стихии. А самый жестокий ритуал, сопровождающий «крещение» судна, существовал, пожалуй, у древних викингов: при спуске корабля на воду, чтобы «утолить голод» злых и жестоких богов северных морей, они приносили в жертву людей или, как минимум, использовали человеческую кровь для освящения судна. Однако, по мере того, как в северных странах усиливалась роль христианства, становилось очевидным, что церковь не приветствует столь варварских обычаев, и на таких церемониях человеческая кровь стала заменяться красным вином, которое, в христианской религии символизирует кровь Иисуса Христа. Со временем многие датчане и норвежцы осели на Британских островах, и этим можно объяснить, что церемония «крещения» новых судов с применением вина твёрдо вошла в Британскую культуру, став не менее важной, чем обряд крещения младенцев. (прим. Правда некоторые историки полагают, что возможно не викинги, а греки первыми заменили кровь на вино).

Во времена, когда религиозные аспекты «крещения» судна поддерживались в католических странах, Реформация в Протестантской Европе постепенно положила этому конец. К 17-ому веку спуск судов на воду, например в Англии, приобрел исключительно светский характер. Так, процедура «крещения» 64-пушечного боевого корабля «Королевский принц» в 1610 году проходила в присутствии принца Уэльского, Лорда Адмиралтейства и конструктора корабля. «Принц, сопровождаемый лордами и другими знатными особами, поднялся на корму корабля, где уже была приготовлена большая золотая чаша, наполненная вином. Его Высочество отпил из чаши немного вина, затем плеснул вином на кормовые постройки судна и торжественно произнёс его имя. Затем попросил богов благословить корабль, моряков и пассажиров. Зазвучали фанфары. А когда судно начало скользить по направляющим в сторону воды, чашу с вином начали передавать из рук в руки чтобы все присутствующие на корабле смогли выпить по глотку за счастливую судьбу корабля. Оставшееся вино вылили на палубу и нос корабля». Иногда почётный гость церемонии, используя свой меч или шпагу, ронял несколько капель вина на палубу судна и чертил четыре точки, соответствующие четырем сторонам света.

Кубок назывался «стоячей чашей» и изготавливался из драгоценных металлов. После спуска судна на воду из него также пили за здоровье Короля, а затем выбрасывали за борт, где собравшиеся зрители старались его поймать или выловить из воды. Ответственность за обеспечение церемонии таким кубком лежала на хозяине верфи. Но, в период расцвета Британской Империи, когда строилось большое количество кораблей, выбрасывание таких чаш за борт посчитали неоправданной расточительностью, и дорогие сосуды стали ловить с помощью сетей, натягиваемых вокруг судна, для повторного их использования, что очень не понравилось публике. Возмущение толпы было настолько сильным, что английский король приказал прекратить эту практику вообще. Тогда начали протестовать судостроители. Чтобы разрешить этот спор, король Чарльз II (Charles II) издал указ, согласно которому Английская Корона сама предоставляла такой кубок для почётного мероприятия. А поскольку он принадлежал Короне, то она могла делать с ним всё, что захочет. Как правило, после мероприятия он передавался в руки хозяина верфи. В конечном итоге, Корона поняла, что предоставлять ценный кубок для каждой церемонии достаточно дорого и в 1690 году его заменили на бутылку вина.

Почётную обязанность спустить судно на воду в Англии выполняли члены королевской семьи, старшие морские офицеры и представители Адмиралтейства. На церемонии также допускалось присутствие некоторых гражданских лиц. Женщин к этой процедуре стали допускать только с 19-го века: неизвестная женщина провела церемонию «крещения» нового судна в 1811 году с личного разрешения короля Георга IV. Однако, как это часто бывает, «первый блин оказался комом» и она попала бутылкой в одного из зрителей, который получил ранение и подал в суд на возмещение ущерба. После этого случая Адмиралтейство приказало в будущем привязывать бутылку к носу корабля специальным тросом. Этот метод используется и сегодня. Как не парадоксально, именно с той неизвестной особы пошла традиция, что спускать судно на воду должна именно женщина.

Первой женщиной, осуществившей «крещение» корабля в США, имя которой было официально задокументировано, стала мисс Лавина Фаннинг Ватсон. 22 августа 1846 года она разбила о борт корабля бутылку, в которой была смесь вина и воды.

В 1875 году религиозный элемент в традицию «крещения» судов возвратила принцесса Александра, жена принца Уэльского, когда она настояла на присутствии Англиканского хорала при спуске военного корабля «Александра».

Однако, не стоит думать, что «крещение» судов осуществлялось только вином или водой. В старые времена часто использовались неалкогольные жидкости – от виноградного сока до смеси морской воды из семи морей. В 1843 году при спуске на воду двух судов в США использовался виски. Семью годами позже новый пароход начал свою жизнь после разбития о его борт бутылки выдержанного коньяка. Одно из судов, участвовавших в Гражданской войне в США, «крестилось» тремя участниками: в бутылке одного из них была речная вода, у другого – вода из подземного источника, у третьего – морская вода. 21 октября 1797 года в Бостоне, во время «крещения» американского боевого судна «Конституция», его капитан Джеймс Север разбил бутылку старой, выдержанной мадеры.

Использование для этих целей шампанского началось в 19-ом веке. Не в последнюю очередь благодаря тому, что оно ассоциируется с рождением, торжественными празднествами и окружающим его ореолом элегантности и аристократизма. Первый случай с использованием шампанского в США зарегистрирован 18 ноября 1890 года при спуске на воду первого военного судна, выполненного из стали. Провела ритуал разбития бутылки внучка тогдашнего командующего ВМФ США.

Однако, «Сухой закон», действовавший в США с 1919 по1933 год, наложил свой отпечаток на эту церемонию. Военные суда «Pensacola» и « Houston» «крестились» водой, а подводная лодка «V-6» - сидром (слабоалкогольный напиток, получаемый путём сбраживания яблочного сока без добавления дрожжей). А в 1931-м году, во время «крещения» судна «Akron», Первая леди США, жена Президента Герберта Гувера, потянула за специальный канат, который открыл люк в носовой части корабля, и в небо взмыла стая голубей.

27 февраля 1891 года газета «The New York Times» опубликовала сообщение своего корреспондента из Лондона, описывающего церемонию «крещения» военного корабля Королевских морских сил Великобритании, которую провела лично Королева Виктория. Примечательно было не столько присутствие Королевы, сколько первый задокументированный факт использования в этой церемонии электрического оборудования: «По завершении церковной службы Королева нажала на кнопку, расположенную на панели небольшой электрической машины, и традиционная, украшенная лентами бутылка шампанского при помощи электрического тока достигла носа нового судна и разбилась о него. В этот момент Корлева воскликнула: «Я даю ему имя «Король Артур».

Проклятие Камиллы

В декабре 2007 года состоялась церемония спуска на воду нового круизного судна «Королева Виктория» («Queen Victoria») компании Cunard Steamship Line Shipping Company. Эта британская компания-оператор трансатлантических и круизных маршрутов океанских лайнеров была названа в честь своего основателя, Сэмюэля Кунарда. Он был одним из крупнейших судовладельцев XIX века, который в 1840 году, при поддержке Британского почтового управления, организовал рейс парохода «Британия» из Ливерпуля в Бостон, что положило начало регулярному трансатлантическому грузопассажирскому пароходному сообщению. В 1859 году за заслуги в развитии трансатлантического судоходства, Кунард получил от королевы Виктории рыцарский титул.

Судно «Королева Виктория», водоизмещением 90 тыс. тонн, длиной 294 м и рассчитанное на 2000 пассажиров и 1000 членов команды, было построено на верфях Венеции. На нём расположились семь ресторанов и тринадцать баров, имеющих прекрасную винную карту. Владельцы судна даже подсчитали, что за каждый год круизов пассажиры будут выпивать примерно 350 тыс. бутылок вина: 110 тыс. красного, 120 тыс. белого и более 120 тыс. шампанского.

Согласно морскому поверью, корабль, о нос которого бутылка разбилась не сразу, либо вообще пролетела мимо, считается обреченным. Эта ситуация в комедийной манере была обыграна во французской кинокомедии «Маленький купальщик» с неподражаемым Луи Де Фюнесом. Также нельзя не вспомнить знаменитый советский мильтипликационный фильм «Капитан Врунгель», где в результате удара бутылки шампанского о борт корабля отлетели две первые буквы названия и судно из «ПОБЕДЫ» превратилось в «...БЕДУ». Судьба корабля с таким названием незавидна.

Руководить церемонией спуска на воду нового судна была приглашена Камилла Паркер-Боулз, герцогиня Корнуольская, вторая супруга Чарльза, принца Уэльского, наследника британского престола. Красочное мероприятие происходило в английском порту Саутгемптон. Принцесса Камилла на торжественной церемонии сказала: «Я называю это судно «Королева Виктория» и пусть Бог благословит всех, кто будет плавать на нём». С этими словами она потянула рычаг, чтобы послать бутылку «Вдовы Клико» разбиться о борт нового корабля. Однако, этого не случилось. Организаторы среагировали мгновенно, и через считанные секунды кто-то, спрятавшийся на борту судна, разбил вторую, резервную бутылку. И, хотя оригинальная бутылка осталась целой, эффект получился такой же. Вино потекло по корпусу судна, раздался громкий гудок корабля, в воздух взмыли воздушные шары, а собравшаяся на пирсе толпа взорвалась аплодисментами. Некоторые объяснили неудачу с традиционной бутылкой шампанского тем, что все новые суда компании Кунард, начиная с судна «Queen Mary» в 1934 году, «крестила» сама королева. В этот же раз на церемонии незримо присутствовала только одна королева – Виктория, в честь которой и назвали корабль.

Первый же круиз нового судна был омрачён возникновением на нём вирусной инфекции, которая причинила немало неудобств пассажирам. Британская пресса тут же назвала случившееся «Проклятием Камиллы» и пообещала следить за дальнейшей судьбой судна.

Надо отметить, что судьба другого судна компании Кунард, «Королевы Марии 2» водоизмещением 150 тыс. тонн, пока складывается весьма удачно. 8 января 2004 года его «крестила» нынешняя королева Англии, Елизавета. При спуске этого корабля использовалась бутылка иеровоам, наполненная шампанским «Вдова Клико» (прим. Иеровоам – бутылка объемом 3 литра, аналогична 4 стандартным бутылкам). Кроме Королевы на церемонии присутствовал Майкл Броадбент, ведущий английский винный специалист, эксперт и аукционист. Ему было поручено дать рекомендации по содержимому винного погреба судна, вмещающего 50 тысяч ящиков вина (около 600 тысяч бутылок) и составить винную карту для ресторанов судна. На сегодняшний день эта карта имеет 28 страниц и охватывает все винопроизводящие регионы мира.

При подготовке церемонии «крещения» судна большое внимание уделяется самой бутылке шампанского. Она, как правило, укладывается в специальную алюминиевую капсулу с прорезями, которая закрывается связанным вручную хлопковым рукавом. Такое покрытие удерживает осколки разбитой бутылки от разлетания в стороны и предостерегает от возможного ранения почётных гостей церемонии и её многочисленных зрителей.

«Крещению» подвергаются и небольшие частные суда. При этом стараются сделать так, чтобы разбиваемая бутылка не могла повредить фиберглассовые борта современные яхт. Бывали случаи, когда бутылка повреждала наружный слой борта, наносила царапины, срывала краску. Учитывая особую агрессивность солёной морской воды, в месте царапин в первую очередь развивалась коррозия. Упаковка бутылки в любые защитные материалы защищает от подобных неприятностей и в то же время не мешает осуществлению традиции.

Перед церемонией бутылка хранится в изолированной сумке при комнатной температуре для обеспечения достаточного количества пены и характерного хлопка пробки при ударе о борт. В холодную погоду с сумку помещают специальный обогреватель для поддержания нужной температуры. И всегда имеется наготове вторая, резервная бутылка, на случай неудачи с первой.

Увы, в наше время на церемонии «крещения» судов особы королевских кровей больше не приглашаются. Но их заменяют знаменитости из мира искусства и шоу-бизнеса: писатели, актёры и т.д. Они, как правило, притягивают к себе значительное внимание средств массовой информации, за счёт чего делается хорошая реклама новому судну. (Это может быть не очень важно для военного корабля или подводной лодки, но абсолютно необходимо, например, круизному лайнеру). В США в последнее время в подобных церемониях участвовали: Марта Стюарт (Martha Stewart), Софи Лорен (Sophia Loren), Рози О’Доннелл (Rosie O’Donnell), Кэти Аэрлэнд (Kathy Ireland) и многие другие.

История показала, что описанный выше ритуал будет продолжать существовать, пока есть водная стихия, пока люди выходят в море и пока человек производит божественное игристое вино.

Все права на изображения принадлежат Independence Seaport Museum и New York Shipbuilding Corporation Collection. Михаил Бабинский


Обсудить: | Поделиться: