Вино в Белоруссии: балк, плодовое-ягодное и квоты на импорт
- Аркадий Рух
- /
- 09.12.2014 14:19

Наличием винодельческого сектора в государстве, где культивирование сельскохозяйственного винограда невозможно по сугубо климатическим причинам, в наше время никого не удивишь. В конце концов, есть же в Белоруссии свой торговый флот – почему бы не быть и виноделию?
Тем более что проводимый государством курс на импортозамещение и внутренний протекционизм касается производства вина непосредственно.
Так, с 2008 года были резко подняты акцизные ставки на ввоз бутилированного вина, а количество фирм-поставщиков, имеющих соответствующие лицензии, постоянно сокращается. На сегодняшний день в этом сегменте рынка осталось не более пятнадцати компаний. Соответственно, импортируемая продукция находится в высшем ценовом диапазоне, а наиболее ходовой дешёвый товар производится внутри государства.
Львиную долю вина белорусского производства составляет пресловутое плодово-ягодное («плодово-выгодное», как шутили потребители ещё в советские времена) вино. Производители могут сколь угодно хвастать международными дипломами, говорить о тонкостях купажа и тщательной работе технологов, однако, главный посыл — «дёшево и забористо» — перешибает всё. Плодово-ягодные вина закрывают нишу дешёвого пойла, и это та реальность, с которой любой из нас регулярно сталкивается в любом гастрономе. Особняком стоят игристые вина на основе яблочного сусла, на ура принимаемые за «шампанское» значительной частью населения.
Белорусские вина. Источник — http://euroradio.fm
Особняком стоят производители, занимающиеся переработкой привозного (в первую очередь, испанского) балка. Они, опять-таки, щедро украшают свою продукцию многочисленными медалями, полученными на всевозможных международных конкурсах — однако, вкус заставляет задуматься о дистанции между демонстрационными образцами и промышленной партией.
И, разумеется, всё вышесказанное никак не мешает успеху белорусского вина у целевой аудитории, составляющей значительную часть населения. «Низкая цена, с градусами и не отрава» — вот, пожалуй, и весь перечень требований к алкоголю, который вполне удовлетворяет массовый спрос. Увы, но культура винопития в Белоруссии находится в зачаточном состоянии: не будучи исторически традиционным для данной местности напитком, вино, боюсь, ещё не скоро начнёт восприниматься здесь как объект вкусового наслаждения, а не как способ затуманить голову.
При этом стоит отметить, что продукция алкоголя на основе этилового спирта, всевозможные травяные бальзамы и настойки белорусского производства, основанные на многовековых традициях, выше всяческих похвал и способны удовлетворить самого требовательного гурмана. Увы, речь не о них, так что вернёмся к делам нашим винным.
Что касается импортного вина, то следует в первую очередь отметить активность грузинских и молдавских производителей, которые, потеряв доступ на российский рынок, начали довольно агрессивно продвигать свою продукцию в Белоруссии. Особо активно они сотрудничают с крупными супермаркетами и гипермаркетами, где зачастую их товар занимает отдельный стеллаж, а то и два, постоянно проводятся всевозможные промоакции, направленные на привлечение потребителя. Другое дело, что качество их в массе своей не слишком отличается от местного продукта – хотя сложившаяся ещё в советские годы репутация во многом продолжает определять потребительские вкусы.
Разумеется, представлены – особенно, в крупной торговле – и европейские вина в диапазоне от Венгрии до Испании, и вина Нового Света. Однако в силу упомянутых выше факторов – в первую очередь, высоких ввозных пошлин, — они автоматически, вне зависимости от качества, переводятся в ценовую категорию не ниже миддл-уровня. Это, в свою очередь, превращает их в «товар длительного срока реализации» и, соответственно, также сказывается на цене.
Чуть особняком стоят российские вина. Условия Таможенного союза создают для них известные преференции, поэтому продукция «Шато Тамань», «Кубань Вино» или «Шато ле Гран Восток» на рынке представлена достаточно хорошо. Увы — в отличие от своих молдавских и грузинских коллег российские виноделы уделают до обидного мало внимания продвижению своей продукции. Отсюда и незначительный интерес со стороны потребителя, зачастую не видящего разницы между российским и белорусским вином.
Наконец, крымские вина до недавнего времени были представлены до обидного скудно и, в основном, ограничивались ординарными массандровскими. Возможно, недавние политические события смогут повлиять на их судьбу на белорусском рынке в лучшую сторону – как и намерение российского правительства всерьёз заняться винодельческой отраслью вообще.
Что касается каналов реализации, то чётко выделяется три варианта: массовые гастрономы и универсамы, крупные супермаркеты и гипермаркеты, специализированные магазины.
Ассортимент первых понятен: винные отделы, как правило, привлекают к себе в основном окрестных ханыг – следовательно, и в ассортименте лидирующие позиции занимает то, что исчерпывающе определяется термином «просто вино». «Девушка, мне вино» - и всем сразу ясно, что человеку нужно: «не водка и подешевле».Прочие разновидности алкоголя в диапазоне между семью и двадцати семью градусами крепости если и представлены, то скорее формально. Это естественно: за алкоголем чуть более качественным принято ходить в другие места.
Отделы крупных магазинов – куда более радостная картина. Здесь, в самом деле, можно найти практически всё, от заурядных болгарских до марочных французских вин. Главная проблема – чудовищно низкий уровень персонала, впадающего в ступор при слове «танины», а на просьбу что-то подсказать, в лучшем случае тыкающего наугад, в худшем, выдающего что-то вроде «всё перед вами». Собственно, ждать от простого продавца с копеечной зарплатой экспертного уровня как минимум наивно, однако покупателю от этого не легче.
Наконец, специализированные магазины. Как правило, они создаются энтузиастами, ценителями и знатоками. Прекрасный ассортимент, грамотные сотрудники, доброжелательная атмосфера. Увы – как раз такие заведения оказываются наиболее беззащитными перед любыми экономическими потрясениями. Уровень устойчивого спроса не позволяет создать пул постоянных покупателей, необходимый для выживания. Как результат, срок жизни таких «винных бутиков» редко превышает несколько лет.
Определённую надежду вызывает постепенное расширение прослойки «молодых профессионалов», нацеленных на европейский стиль потребления, вкусы которых отличаются от традиционных. Эти люди, безусловно, готовы покупать качественное вино и обладают достаточным уровнем дохода, чтобы его себе позволить. Беда в том, что им, в большинстве, просто негде приобрести необходимую потребительскую квалификацию. Дегустации редки, не регулярны, проводятся такими же любителями, в узком кругу знакомых. Такое чувство, что производители качественного алкоголя просто не видят смысла всерьёз заниматься продвижением своего продукта на местном рынке.
Видимо, время ещё не пришло.
Аркадий РухОбсудить: | Поделиться: |