Из Кубани в Москву. Почему в Москве тяжело купить хорошее российское вино?


Я, как и любой житель Москвы, не возражающий против ужина в домашней обстановке с бутылочкой вина, сталкиваюсь с вопросом, где его покупать. Если речь идет о вине иностранного производства, то здесь вопрос не возникает. В каждом районе можно найти магазин, в котором любой покупатель найдет и хорошо составленную карту вин и квалифицированных консультантов (кавистов), которые смогут помочь в выборе самого вина. А что же с отечественной продукцией?

Совсем по другому выглядит ситуация при попытке приобрести в Москве вино российских производителей. Нет, конечно, зайдя в любой сетевой супермаркет, вы увидите на полках российские вина. Но скорее всего это будут вина двух, максимум трех производителей, которые имеют возможность и средства оказаться на полках крупных ритейлеров. Но согласитесь, что при наличии в одном только Краснодарском Крае около 40 производителей, и это только официальных, этот выбор крайне мал. Чуть лучше ситуация представлена в московских мегамоллах - «Метро» и «Ашан». Но дабы попасть в первый, необходим пропуск, который есть не у каждого москвича, а второй зачастую находится за пределами МКАД, что тоже не совсем удобно.

Оценив данную ситуацию и проведя небольшое исследование, я выявил в нашем городе несколько магазинов с достаточно широким ассортиментом вин отечественного производителя.

Но и здесь меня ждало некоторое разочарование. Цены были не в пример выше тех, которые я видел в магазинах на Кубани. Причем в большинстве из них цены умножались ровно на два, как, например, в сети магазинов «Вина Кубани». И только в одном бутике «Русская Винотека», цены оказались настолько адекватными, что появилось желание что-либо покупать.

Логично было бы предположить, что в Москве могут находиться представители кубанских производителей, дающие возможность приобретать вина с минимальной наценкой. Но, увы, и таких оказалось только три.

Что же мы имеем в итоге. Чтобы обыкновенному жителю Москвы купить российское вино, ему придется довольствоваться или «ширпотребом» или же специально ехать на другой край города для приобретения одной бутылки вина себе на ужин? Получается, что да.

Почему же такая несправедливость? Вроде, Москва - столица, и по всем статистическим показателям наш город имеет наиболее большую покупательную способность. И, тем не менее, такая ситуация. И речь ведь даже не идет о топовых линейках, таких как «Гранд Резерв» от «Мысхако» или «Империал» от «Абрау-Дюрсо». Я говорю про ординарные и медиум-линейки рассчитанные на массового потребителя. И сетевых магазинов с винной тематикой очень много, - из тех, что не принадлежат к «Перекресткам», «Седьмым Континентам» и т.д.

Если вникнуть в вопрос еще серьезнее, выясняется, что проблема куда сложнее, чем казалось на первый взгляд.

С одной стороны - особенности крупных сетей, требования которых просто не могут выполнить многие наши производители. И потому - продаются в пределах своего края. В противном случае им просто не выгодно продавать свои вина. С другой стороны, и это самое главное, - качественное российское вино на сегодня интересно небольшой части московского населения, а именно специалистам. Которые, кстати, его не покупают а предпочитают оценивать на дегустациях проводимых в Москве. И еще малой толике москвичей. Остальные же либо предпочитают покупать все что угодно где написано Бордо – «Ну как, это же Бордо, вот это качественно, а все российское это порошок», или же «Вот отличное шампанское «Российское», 300 рублей, дорогое, значит качественное».

Получается, что российский производитель, на сегодняшний день в Москве сталкивается с двумя абсолютно тупиковыми ситуациями. Первая – в российского производителя не верят, считают, что все, что производится в России, - абсолютно некачественно и пить это нельзя. А вторая - что российских виноделов не знают, и покупают только то, что давно на слуху, не задумываясь о качестве. Российские шампанское – «Мы его всегда пьем». Каберне – «Да мы в Сочи покупали, вкусно!..»

А если вдуматься, то проблема одна и та же, - полное отсутствие информации у потребителя. Нет информации - нет и спроса. Конечно, каждый производитель пытается как-то донести информацию до москвичей. Ежегодно проводятся несколько крупных мероприятий с участием российских виноделов, проводятся более мелкие дегустации в рамках московских винных дегустационных клубов. Но этого всего крайне мало.

Лично я очень надеюсь на внесения изменений в «Закон о рекламе», о которых на последних московских пресс-конференциях говорили уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов и заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. Хочется верить не только в то, что эти изменения будут приняты, но и, самое главное, в то, что после их принятия российские виноделы воспользуются возможностью рекламировать свои вина не только в районах, где эти вина производят, но и в других городах на территории России, в том числе и в Москве. И что, наконец, рассказывая москвичам о российских винах, придется выслушивать только вопросы, связанные с их производством и местах приобретения, а не возражения и упреки.

Комментарий главного редактора

При всей несомненной остроте проблемы, в московской торговле есть и светлые пятна. Во-первых, это упоминавшаяся в тексте сеть «Ашан», - ее магазины располагаются не только за пределами МКАД, но и в окрестностях ТТК, - например, на ул. Верхняя Красносельская, ш.Энтузиастов, на Рязанском пр-те, ул.Вавилова и на Рублевке, - всего в Москве и ближайших ее пригородах на сегодняшний день работают 20 магазинов этой сети, так что жители многих районов имеют возможность покупать там вина буквально у себя под боком. Еще одно несомненное достоинство «Ашана» - цены. Сухие вина линейки «Номерной резерв» от «Фанагории» или «Земли Юга» от «Шато ле Гранд Восток» в минувшем году можно было приобрести, в зависимости от партии, в диапазоне от 156 до 189 руб за бутылку; представлена продукция «Шато Тамань» и других росийских производителей, а также вина обретенного Крыма. Если не гнаться за высокими винами, а искать бутылку добротного сухого вина «на каждый день», чтобы выпить ее за ужином, - «Ашан» предоставляет нечастую в наше время возможность уложиться в ценовой диапазон «до 200 рублей». Однако у магазинов этой сети есть и свои недостатки. Во-первых, продуктовая линейка, представленная в продаже, довольно изменчива. Например, если с полгода назад выбор того же «Номерного резерва» постоянно был достаточно представительным, то сейчас вина из этой серии появляются от случая к случаю, причем далеко не в полном составе; сперва появились, а потом почти исчезли вина от «Шато ле Гранд Восток», - в общем, нет совершенно никакой гарантии, что, заглянув в один из магазинов, вы найдете на полке интересующее вас вино. Во-вторых, на той же полке примерно по тем же ценам вы найдете другие недорогие вина российских и некоторых зарубежных (например, молдавских) производителей, дегустация которых вряд ли доставит вам удовольствие. Получается, что без информации о конкретных винодельнях и их линейках, без предварительного знакомства с винными рейтингами покупка отечественного вина превращается в лотерею, в которой неудачная попытка может отвратить покупателя от российских вин вообще.

Нередко вина отечественных производителей оказываются неплохо представлены в несетевых супермаркетах с развитыми алкогольными отделами, а также в небольших специализированных винных магазинах, - видимо, это связано с большей гибкостью в закупочной политике по сравнению с неповоротливостью крупных торговых сетей. Цены там, конечно, выше, чем в «Ашане», - но все равно намного доступнее по сравнению с импортными винами. При желании в шаговой доступности от дома почти всегда можно найти пару-тройку подходящих магазинов. Однако озвученные в статье Сергея Шума две основные проблемы — практически полное отсутствие в Москве продукции многих российских виноделов и «лотерейный» характер покупки в условиях дефицит информации — остаются, увы, актуальными.

Александр Милицкий

Сергей Шум

Обсудить: | Поделиться: