Российские реалии и европейские стандарты виноделия


Портал «Грозди.ру» продолжает обсуждение «Технического регламента на винодельческую продукцию». При рассмотрении этого законопроекта нельзя оставить без внимания мнение представителей государственных органов, в чьи функции входит контроль за рынком алкоголя в России. Официальную позицию Росалкогольрегулирования по основным спорным вопросам этого законопроекта в интервью нашему порталу озвучил Сергей Ермолаев, начальник отдела Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка.

Грозди.ру: Сейчас в Государственной Думе находится проект Федерального закона «Технический регламент на винодельческую продукцию», внесенный депутатом В. Звагельским. В экспертном сообществе существует мнение, что этот документ в наибольшей степени отражает точку зрения Росалкогольрегулирования на то, по каким правилам должна функционировать винодельческая отрасль России. Насколько это мнение справедливо?

С.Е.: Дело в том, что данный законопроект подготовлен с максимальным приближением к Европейским техническим регламентам и тут дело не в позиции Росалкогольрегулирования. Дело в том, что в России в целом позиция технического регламента в соответствии со 184 Федеральным законом «О техническом регулировании» должна быть следующей: мы должны принимать опыт европейских законотворцев, то есть воплощать в отечественных технических регламентах регламенты Евросоюза, в том случае, если это не противоречит особенностям российской экономики, особенностям отечественной технологии производства и еще каким-либо аспектам. Поэтому на сегодняшний момент из тех проектов технических регламентов, которые существуют и которые Росалкогольрегулированию известны, технический регламент депутата В. Звагельского наиболее близок к текстам европейских законопроектов. Именно поэтому Росалкогольрегулирование наиболее оптимистично смотрит именно на этот текст.

Грозди.ру: В опубликованном тексте проекта Техрегламента, предложенном В. Звагельским, не были заложены параметры описания качества винограда, пригодного для виноделия, требования к производственным процессам и многие другие технические вещи, которые раньше закладывались в ГОСТах. При этом основной задачей принятия техрегламентов, поставленной Законом о техническом регулировании, является замена устаревшей системы ГОСТов на новые стандарты. Каким образом будут регулироваться вопросы, не нашедшие отражения в тексте техрегламента?

С.Е.: Это проблема не только этого технического регламента. Дело в том, что по каждой отрасли, по каждой индустрии система ГОСТов намного более обширна, чем физически можно включить в технический регламент. Поэтому, в конечном итоге документ выйдет такой – все важные для отрасли нормы будут либо включены в основной текст технического регламента, либо будут сделаны отсылочные нормы, например, к постановлениям Правительства, или к приказам Росалкогольрегулирования. То есть все те вопросы, которые действительно будут влиять на качество вина, или на не введение потребителя в заблуждение, или на безопасность такой продукции, обязательно должны быть нормированы.

Грозди.ру: При обсуждении опубликованных проектов Техрегламента камнем преткновения стало определение слова «вино», что можно и что нельзя обозначать этим словом. Российские виноградари и виноделы, подготовившие альтернативный проект Техрегламента, вносившийся членом Совета Федерации А.П. Починком, считают, что вином может называться только продукт из ягоды винограда.

С.Е.: Такая позиция понятна. И ясно, почему уважаемые коллеги настаивают именно на таком определении, но плодовое виноделие так же, как и виноделие из винограда, на сегодняшний момент регламентируется системой ГОСТов, и если мы отойдем от нее в данном тексте технического регламента, то каким тогда документом его регламентировать? Поскольку иных документов, регламентирующих плодовое виноделие, на сегодняшний момент не предложено, позиция Росалкогольрегулирования такая: из плодов тоже можно делать вино. То есть, тот продукт, который получается в результате естественного брожения, например, яблок, в нашем понимании тоже вино.

Грозди.ру: Не кажется ли Вам, в связи с только что сказанным, что российское законодательство в данной сфере развивается не совсем логично? Сейчас принимается техрегламент, призванный отрегулировать технические вопросы, а главный отраслевой закон «О виноградарстве, виноделии и вине», очерчивающий правовое поле и устанавливающий понятийный аппарат, отсутствует. Он еще даже не написан.

Получается, что сначала формируется система межотраслевого взаимодействия и только потом рамки функционирования отрасли в целом.

С.Е.: Весь оборот вина и винодельческой продукции на сегодняшний момент регулируется Федеральным законом № 171, это Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Основы государственного регулирования такой продукции заложены именно в этом законе. Неправильно говорить, что технический регламент должен идти вслед или должен идти перед каким-то законопроектом. Технический регламент разрабатывается в комплексе законодательства о техническом регулировании, то есть с другими техническими регламентами: на табак, на масло, на здания, на лифты и.т.д., тем самым гармонизируя законодательство России с европейским. По поводу отдельного закона о виноградарстве, виноделии и вине. Насколько я понимаю, готового законопроекта на сегодняшний момент не существует, поэтому говорить о том, что отдельно требуется такой закон, мы сможем только в том случае, если будут выявлены какие-то правовые пробелы при параллельной работе 171-го закона и технического регламента, который будет регулировать производство вина и винодельческой продукции, в случае принятия одного из тех регламентов, тексты которых сейчас находятся на рассмотрении.

Грозди.ру: Будет ли создана какая-то комиссия по доработке проекта Техрегламента, рассматриваемового Госдумой? Будут ли в ней участвовать виноградари, виноделы, в частности, представители Союза Виноделов и Виноградарей России (СВВР)?

С.Е.: Думаю, что без господина Л. Поповича не обойтись, он очень уважаемый и значимый винодел, очень ревностно и справедливо переживающий за ту отрасль, которую он представляет. Одним из решений круглого стола, который прошел в Совете Федерации 23 сентября, была рекомендация Росалкогольрегулированию создать общественные рабочие группы по доработке проекта Технического регламента на винодельческую продукцию. Сейчас данный вопрос прорабатывается с руководством Росалкогольрегулирования.

Грозди.ру: В какие сроки это будет?

С.Е.: Не могу точно сказать. Для федеральной исполнительной власти это не совсем стандартный ход – привлечение общественности для решения такого вопроса, как доработка закона. Но, с учетом того, что мы строим законодательство, по которому отрасль будет работать многие годы, этот вопрос очень важен. И, несмотря на то, что Росалкогольрегулирование имеет в своем штате много квалифицированных специалистов, взгляд независимых экспертов и представителей отрасли может осветить вопрос с новых точек зрения, они могут оказаться полезными при работе над законопроектом. Поэтому лично мое мнение, такая группа может быть полезна, если доступ в нее будет строго лимитирован. И принять участие в ней могли бы только специалисты, а не все желающие – это большая разница. Обычно людей, которые хотят принять участие, гораздо больше, чем тех, кто реально может оказать какое-то конструктивное созидательное влияние на процесс. Поэтому по срокам ничего не могу пока сказать, но точно уверен, что она будет полезна.

Грозди.ру: Предложенные проекты Техрегламента различаются и в предусматриваемых системах контроля за качеством конечной продукции. Проект, предложенный В. Звагельским, предусматривает сохранение существующей государственной системы сертификации качества продукции, а в законопроекте, предложенном СВВР, заложена система сертификации и контроля качества Саморегулируемой организацией виноделов (СРО). Сейчас виноделы создают такую СРО. Насколько, по Вашему мнению, реальна возможность передачи СРО хотя бы части контрольных функций Росалкогольрегулирования?

С.Е.: Никаких передач полномочий СРО на сегодняшний момент нет и не предполагается. На сегодняшний момент законопроект, предложенный А. Починком, нами рассмотрен достаточно глубоко, и вопрос о СРО там освещен интересно и оригинально для существующей системы контроля алкогольной продукции. По словам президента СВВР Л. Поповича, целесообразно сделать СРО, которая будет действовать на добровольной основе, участвовать в регулировании отрасли в инициативном порядке. И только после предоставления первых результатов такой работы СРО может обратиться в Росалкогольрегулирование для передачи части полномочий этой организации. На сегодняшний момент передавать полномочия по лицензированию или по другим гос. услугам, которые предоставляет Росалкогольрегулирование, не планируется.

Грозди.ру: Но в принципе взаимодействие возможно?

С.Е.: Рабочий диалог с отраслью существует, поэтому, конечно, Росалкогольрегулирование, и в частности, наше управление следит, с какими инициативами выступает отрасль, руководители организаций. Но на данный момент никаких изменений не предполагается. После принятия Техрегламента Правительство будет устанавливать правила контроля образцов и методы анализа продукции. Трудность заключается в том, что в Технический регламент заложено много норм, которые не всегда можно технически проконтролировать. Это касается спирта, внесенного в какую-то алкогольную продукцию, в случае с винодельческой – кислот. И много других параметров. Поэтому на сегодняшний момент в Росалкогольрегулировании ведется работа по изучению мирового опыта наличия таких химических методов. К сожалению, в большинстве случаев, это методы аналитические. Но такая работа ведется, и это работа на опережение.

Грозди.ру: Проблема винограда сорта «Изабелла» и запрета на его винификацию.

С.Е.: С европейской точки зрения, это сорный сорт винограда, не технический сорт, вино из которого по европейскому регламенту не делается.

Грозди.ру: Это связано с угрозой для здоровья?

С.Е.: Это не связано с угрозой для здоровья, это связано с тем, что Изабеллу гораздо сложнее содержать в чистоте как сорт, чем технические сорта винограда. И, конечно, надо понимать, что европейское законодательство находится на немного других базовых позициях, чем законодательство России. Там есть переизбыток производства винограда и поэтому запрет на использование Изабеллы действительно связан с необходимостью лимитировать количество винограда для переработки и выбором лучших сортов. В России проблема совсем другая. У нас нехватка винограда. Тем не менее, на сегодняшний момент запрет на винификацию Изабеллы в проекте Техрегламента присутствует, так как этот законопроект разработан с оглядкой на европейское законодательство. В то же время есть позиция некоторых российских виноградарей, что Изабеллу следует использовать, потому что его предпочитает большое количество российских потребителей, хотя, конечно, такое вино не относится к классическому виноделию или к вину высокого качества.

Грозди.ру: Какова будет официальная позиция Росалкогольрегулирования ко второму чтению? Разрешить Изабеллу?

С.Е.: На сегодняшний момент рассматривается возможность поправки данной нормы законопроекта В. Звагельского.

Грозди.ру: Как Вы считаете, есть ли необходимость в проведении PR-кампании по доведению до конечного потребителя нынешних законодательных инициатив?

С.Е.: Слово PR к Государственным органам, я думаю, не очень применимо.

Грозди.ру: Но иногда он может быть даже полезен. Если граждане лишаются привычного продукта или любимого напитка, в данном случае вина из Изабеллы, потому что кто-то вдруг отнес ее к категории запрещенных, разве не правильнее было бы Росалкогольрегулированию объяснить, почему это произошло?

С.Е.: Запрещает не Росалкогольрегулирование, запрещает техническое регулирование, которое, по большей части, списывается с европейской модели. Поэтому в данном случае запрещаем не мы, а разработчики этого законопроекта.

Грозди.ру: Тем не менее, и для наших виноделов, и для государства это ощутимый кусок дохода.

С.Е.: Если люди перестанут пить вино «Изабелла», они не пойдут в магазин, чтобы вместо него купить футбольный мяч. Они пойдут и купят другую алкогольную продукцию, с которой государство тоже получает акциз, поэтому я исключаю любые дискуссии по этому поводу. Если человек привык пить вино, он просто будет пить вино другого сорта. Точно так же существуют прения по поводу названий «коньяк» и «шампанское», я уже высказывал свою позицию открыто. От того, что человек придет под Новый год в магазин и увидит напиток той же самой торговый марки, тот же самый логотип, бутылку такой же формы, но написано будет снизу не «шампанское», а «игристое вино», вряд ли после этого человек отвернется, пойдет и купит хлеб или даже водку. Он пришел за вполне конкретным продуктом.

Грозди.ру: Но у них, как Вы справедливо отметили, перепроизводство винограда, а у нас - нехватка.

С.Е.: Да, у них перепроизводство. Мы всю эту проблематику понимаем и никто в огульном порядке голословно с шашкой на боку ничего здесь не принимает, но в конечном итоге должно быть решение или в одну или в другую сторону. Здесь «немножко беременным» быть не получается.

Грозди.ру: Продолжая тему нехватки в России собственного винограда, хочется спросить, готово ли Росалкогольрегулирование взаимодействовать с другими министерствами, в частности, с Минсельхозом, чтобы постепенно решать эту проблему? Выходом здесь может быть принятие государственной программы поддержки виноградарства в России.

С.Е.: Уверяю Вас, эта проблематика изучается Росалкогольрегулированием гораздо глубже, чем кажется многим специалистам в отрасли, которые для поддержания собственного реноме делают громкие заявления о том, что государство собирается убить свой виноград. На сегодняшний момент на уровне Правительства РФ обсуждается вопрос о поддержке и развитии виноградарства в России, в том числе питомников винограда, которые никто не собирается закрывать. И система, которая была заложена в СССР, была выстрогана и оптимизирована под условия Советской географии, зональности, тоже учитывается. И я полагаю, что в ближайшее время будет разработана длительная программа поддержки виноградарства, предусматривающая более простые условия для новых и уже работающих виноградарей, целью которой будет увеличение площадей виноградников, повышение их урожайности. Потому что мы знаем, что виноградарство – очень «долгие деньги» и крайне капиталоемкий процесс. Виноградарство не очень укладывается в рамки типичного бизнеса. Деньги инвесторов изымаются из оборота, по крайней мере, на пять лет, они не будут работать, придется ждать, пока виноград даст первые плоды. Виноград – это живой продукт, который производится годами, и к нему нельзя подходить как к производству,скажем, конфет. Конечно, всю эту проблематику надо учитывать при разработке государственных программ. Конечно, государственная программа должна была быть оглашена достаточно давно, но лучше поздно, чем никогда. Я думаю, что с Минсельхозом будет найден в итоге компромисс. Тем более что с Минсельхозом будем договариваться не мы, а работа по этому поводу идет в Правительстве. И Правительство поручит эту программу кому-то из министерств и ведомств. Это не так важно, главное, что виноград в России будет. Он будет хорошим и его будет много!

Илона Соколова

Обсудить: | Поделиться: