Винный новый год в России в этом году начался 1-го июля с
началом фактического действия Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана.
Правда, первый «звонок» о глобальных последствиях этого объединения поступил
участникам рынка вина ещё 1-го января, когда в России неожиданно вновь были введены лицензии на
импорт вина, отменённые в 2006 г, с вводом системы ЕГАИС. Это парализовало
импорт вина и пр. алкоголя в страну на 2
месяца, так как Минпром был не в курсе, каким именно образом издавать
лицензии, которые вдруг на него возложили. Их ввод объяснялся тем, что в
Казахстане и Беларуси, несоразмерно меньших рынках для чего бы то ни было, а не
только вина, существует лицензионный порядок импорта алкоголя, поэтому Россия
его у них переняла.
Фактическое начало действия ТС преподнесло сюрпризов куда
больше. Во-первых, изменился порядок импорта алкоголя для личного пользования – минимальный
объем беспошлинного ввоза увеличился с 2 до 3
литров, но зато максимальный сократился с 10 до 5 литров, с
фиксированной ставкой пошлины в размере ?10 за каждый литр больше трёх. Во-вторых, пересылка алкоголя (и как оказалось, не
только) почтовыми отправлениями в адрес жителей России из-за рубежа или внутри по стране, запрещена.
Но это
мелочь, по сравнению с тем, что настигло винный бизнес. До начала
действия ТС на каждое вино, импортное или
родное, нужно было получить два сертификата: один из Ростеста, второй от Санэпидемнадзора (СЭЗ – санитарно-эпидемиологическое
заключение). Первый уже стал
необязательным и добровольным (но, разумеется, супермаркеты
и прочая торговля, требуют его по-прежнему в числе обязательных документов), а
второй, ранее выдававшийся сроком на 5 лет для всех вин одного производителя,
теперь заменен бессрочной обязательной государственной регистрацией, но каждого
вина в отдельности.
Закон[1] определяет требования к продуктам, подлежащим
госрегистрации скопом, т.е. в одну кучу завалили детское питание, оборудование для производства и хранения пищевых продуктов и весь алкоголь. При
этом, следует заметить, что сами пищевые продукты регистрируются в порядке
декларации.
Из-за того, что формулировки в закона очень общие, Санэпидемнадзор трактует
его так, как ему заблагорассудится. В результате
список документов, необходимых для госрегистрации, с 1 июля пухнет как
на дрожжах. Первым новым документом, который затребовали чиновники, стало свидетельство, выданное местной торгово-промышленной палатой, подтверждающее, что вино находится в
коммерческом обороте на территории страны происхождения. Это немедленно
поставило бы вне закона значительную часть вин, поставляемых в Россию, и
сделанных специально для нашего рынка – популярные дешевые полусладкие красные
вина и вина собственных торговых марок различных сетей и супермаркетов. К
счастью, со временем Санэпидемнадзор смилостивился и теперь довольствуется свидетельством
от местной ТПП, что вина фирмы Х, указанной на этикетке регистрируемого вина,
допущены к продаже в стране е места нахождения. Если это кажется нелепым, то обратите внимание на следующие документы,
необходимые для госрегистрации:
– декларацию
производителя о том, что он не использует ГМО (генетически модифицированных организмов)
для производства этого вина и оно не содержит ГМО;
– другую декларацию, что он
не использовал при производстве наноматериалов. В Санэпидемнадзоре сами не в
курсе, что это такое, но слово красивое, хит сезона, так что такая
декларация совершенно необходима;
– еще одну декларацию, что вина не
содержат пестицидов;
– сертификат ISO 9001;
– доверенность от производителя, что он доверяет
импортёру представлять его интересы и продавать его вина на территории
РФ (или ТС);
Все эти
документы должны быть с апостилем, то есть быть юридически подтверждены в
соответствии с положениями Гаагской конвенции для использования в любой
из стран-участниц. Апостиль выдается местными
властями (в США это Office of State,
например), обычно на основании нотариально заверенной подписи издавшего
документ. А его подписать могут только владелец
или директор винодельни, обозначенной на этикетке. Это означает, например, что бордоские негоцианты не могут этого сделать для своих клиентов в принципе – они должны просить выдать эти бумажки владельцев соответствующих шато. Онищенко (глава Санэпидемнадзора)
и Ко видимо очень живо себе представили, как баронесса Филиппина де Ротшильд
переминается с ноги на ногу в очереди в Пойякский нотариат с целой кипой
документов (каждому импортёру – отдельный, так как каждый
из них должен зарегистрировать вино от своего имени), утверждающих, что она не
использовала наноматериалов для Мутона. Или, что она лично доверяет компании Х
право продажи ее вин в России. А потом чинно топает в мэрию, дабы подтвердить
законность своей подписи для международного использования. Или Domaine Ramonet, в срочном порядке
получающего сертификаты ISO, ибо из-за этого его в России не смогут продавать, тоже, видимо представляли.
Добавьте к перечисленному и то, что некоторые страны из числа крупных поставщиков вина в
Россию, такие как Чили, например, не подписали Гаагскую конвенцию. Это
означает, что им нужно подтверждать перечисленные документы
в посольстве РФ у себя. Доблестные госмужи из Сантьягского
посольства за заверку пакета документов, требуемых Санэпидемнадзором, затребовали ни много ни мало $2000 с каждого
производителя!
Как
будто этого было мало, Санэпидемнадзор впоследствии расширил свои требования
новыми документами:
– копией фронтальной и контр– этикетки каждого вина бланке
производителя с печатью и подписью;
– копией уставов
аппелласьонов и других технических требований, в соответствии с которыми
производилось вино. Они должны быть переведены на русский язык и перевод должен
быть заверен нотариально;
– если устав аппелласьона позволяет использование «пищевых
добавок, таких как диоксид серы, сорбиновая или лимонная кислота»,
производитель должен предоставить декларацию об их использовании;
– декларацией производителя о том, что он послал образцы
своего вина – по 2 бутылки на каждое наименование, для сертификации в России.
Вам уже
весело? Зачем, спрашивается, Санэпидемнадзору нужны образцы, если
предоставлены все декларации, заверенные
апостилем? Очевидно, чтобы убедиться, что заявитель не соврал. Но в истории с
образцами есть еще один интересный момент – теперь они должны пересечь границу
в официальном порядке. Некоторые импортеры, правда, уже привезли образцы вин
для новой регистрации до 1 июля, ожидая, по опыту, настоящего бедлама с вводом
новых правил ТС. Поскольку до 1 июля образцы завозились без официального
заявления на границе (другой порядок в принципе был исключён), импортеры запросили Санэпидемнадзор, как им быть в
данном случае. Ответа не последовало. Первый
импортер, который привез образцы официально (в грузе с другими,
сертифицированными винами) ждал их таможенной очистки целый месяц, поскольку никто
на таможне не знал, как их оформлять. Сейчас импортерам объявили, что растаможка
образцов с самоличным сбором ещё одного пакета документов составит 20 000 руб.,
а если документами займётся сама таможня, то 38 000 руб. За каждую позицию! Чтобы
было понятнее, ранее весь процесс получения СЭЗ всех вин одного производителя
обходился примерно в ту же сумму.
А что делать с балком (импортными
винами наливом)? Когда я спросил об этом сотрудницу одного из импортеров,
отвечающую за сертификацию вин в бутылках, она посмотрела на меня безумными
глазами и сказала, что знать не знает и не хочет, ибо своих проблем хватает.
В
течение двух месяцев после 1 июля, только один производитель вина из
Краснодарского края и один производитель водки получили государственную
регистрацию своей продукции. Ни одного импортера. Чтобы представлять себе уровень компетенции регистраторов из Санэпидемнадзора,
приведу пример из опыта этого местного производителя. В какой-то момент
он получил предписание предоставить декларацию о содержании различных кислот в
своих винах. Ребята написали декларацию, в которой говорилось: «вино А содержит
X г/л винной кислоты, Y г/л яблочной кислоты, Z г/л лимонной кислоты». В полученной госрегистрации они с
удивлением прочитали: «в процессе производства вина А в него было добавлено: X
г/л винной кислоты, Y г/л яблочной кислоты, Z г/л лимонной кислоты».
Регистратор объяснил это тем, что «если эти кислоты есть в вине, то они были
туда добавлены». Потребовалась масса времени и куча других документов,
подтверждающих, что виноград натурально содержит все эти кислоты!
Старые СЭЗ действительны до 31 декабря
2011. Но дело в том, что бум импорта вина начался
в 2005 и 2006 годах и львиная доля имеющихся у импортеров сертификатов была
получена именно тогда. Поскольку СЭЗ действует в течение пяти лет, то истекут
они задолго до конца 2011 года.
Производство
вина из выращенного в России винограда способно удовлетворить лишь 20%
спроса. Если Санэпидемнадзор не пересмотрит свои требования, винный импорт
полностью остановится в самое ближайшее время, и мы снова увидим пустые винные
полки в магазинах и несуществующие винные карты
в ресторанах, как в 2006 году. Безусловно, все эти требования в первую
очередь противоречат принципам OIV, в частности тому, что вина, произведенные в
одной из стран-участниц должны допускаться без
каких-либо дополнительных условий, таких как декларации об использованных
методах производства или добавках, в любой другой стране-участнице.
Более того, это можно рассматривать как создание технических барьеров на пути
товарооборота в соответствии с GATT. Очевидно, срочно нужны меры, либо через OIV либо через GATT, но они должны быть
инициированы из-за рубежа, так как местные импортеры не вправе сделать
этого самостоятельно.
Дела Думские
Но и это еще не всё. 1 июля (магическая дата!) водочное
лобби в Думе во главе с В. Звагельским внесло на рассмотрение новый законопроект о
внесении изменений в закон о производстве и обороте алкогольной
продукции[2]. Мотивация такова: рынок нелегальной водки и пр. спиртных напитков
составил до 40% всех продаж в 2009 году
(было легально произведено всего 113 млн. дал, а продано – 169 млн. дал
алкоголя). «Беда» явно кроется в
продажах. Т.е. в первую очередь виноваты оптовики, и для того, чтобы лучше ими
управлять, чтобы не торговали нелегальным товаром, предлагается включить новое
требование для оптовых лицензий: наличие в собственности склада, площадью не
менее 1000 кв.м. Во-первых, очевидно, господа
водочники свято верят, что оборудовать и разобрать склад гораздо сложнее и
медленнее, чем наладить незаконное производство водки в таком же помещении. Во-вторых,
в соответствии с их собственными данными, только 30% из действующих оптовиков в
России располагают складами (в собственности или в аренде) площадью больше 1000
кв.м. Т.е. очевидная цель поправки – очистить рынок от мелких дистрибьюторов с
целью полного контроля над оставшимися. Вы спросите, какое отношение все это
имеет к вину? К сожалению, вышеупомянутый Федеральный закон регулирует не
только производство и оборот водки, но и весь остальной алкоголь, включая вино.
Это означает, что каждый импортёр вина, если
новые поправки будут приняты
Думой, должен будет обзавестись складом необходимого размера. Львиная доля
импортеров сосредоточена в Москве, и единственный способ заиметь здесь такой
склад (а все они пока арендуют помещения на территориях огромных складских
комплексов, разбросанных в промышленных зонах
города, не предназначенных для продажи), это купить землю и самостоятельное его
построить. С учетом стоимости земли в Москве и окрестностях, это
потребует таких инвестиций, которые могут себе позволить далеко не все, даже
самые крупные, импортёры.
Изюминка
тут, правда, ещё в другом. Регламентом Думы срок для внесения поправок и
возражений в законопроект определён в один месяц с момента внесения документа
на рассмотрение, т.е. до 1 августа. Г-н Блинов, руководитель Экспертного
совета думского Комитета по экономике
разослал информационное письмо участникам алкогольного рынка… 10
августа. Не гениально ли? Срок подачи возражений истек, да и все в отпусках. Тем не менее, некоторые оптовики и импортёры
объединили усилия и пытаются изменить поправку, с тем, чтобы снизить
минимальную площадь склада до 500
кв. м, и разрешить его аренду, а не только приобретение
в собственность. В этом деле пытаются помочь и некоторые некоммерческие
организации. Осенняя сессия Думы покажет, насколько эти усилия были
эффективными.
Наконец, есть и ряд позитивных новостей. В Думе находится
новый Федеральный технический регламент на вино, весьма современный, который, в
основном, повторяет положения регламентов по вину ЕС, и, в частности, вводит
запрет с 2016 на использование названий «шампанское»,
«коньяк» и «кальвадос»
для напитков, произведенных в России, а также на производство вина из сорта изабелла
и других гибридов с 2020 года. Но даже если Техрегламент примут так, как он
есть, сей факт останется незамеченным на фоне всего остального.
Российская виноторговля
находится на грани очередного коллапса и даже новый Техрегламент не в состоянии
предотвратить этого. С рынка исчезнет не только ряд рейтинговых и маленьких
зарубежных производителей вина. Не будет никаких новых вин, ни российских,
ни импортных, так как сейчас основная
задача, что у импортёров, что у местных производителей – сохранить и получить
регистрацию на то, что они уже продают в магазинах и ресторанах. А также найти
денег, чтобы построить гигантские склады. Рынок еще не достиг точки невозврата,
но движется туда семимильными шагами. Нужно срочно принимать какие-нибудь меры,
не только внутри страны, но и на международном
уровне. Иначе нам светит очень невесёлая встреча 2011-го года – минеральной
водичкой, да соками с молочком.
Биссо Атанасов винный эксперт, редактор Simple Wine News, Москва
специально для JancisRobinson.com, UK
текст в авторской адаптации для русскоязычных читателей.
Примечания редакции
1. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
2. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
Обсудить: | Поделиться:
Читайте также на «Грозди.ру»
Обсуждение
Употребление алкоголя противопоказано лицам, не достигшим 18 лет, и беременным женщинам. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.