Новинки рынка: пиво и дистилляты


Хотя на прошедшей в феврале выставке "ПродЭкспо-2016" основное внимание я, безусловно, уделял винам (о наиболее интересных новинках можно прочитать здесь и здесь), - совсем игнорировать прочие алкогольные напитки я, разумеется, не мог. За исключением водки, - да простят меня ее фанаты, но лично я не вижу принципиальной разницы между смесью спирта-ректификата, воды и вкусовых добавок, продаваемой под разными торговыми марками. Другое дело - дистилляты, - к числу которых относятся и виски, и коньяки, и все остальные многочисленные разновидности самогона.

Одним из самых интересных в этом жанре был стенд "Полугара", - торговой марки, основанной Борисом Родионовым. Г-н Родионов - человек, без сомнения, великий. Непримиримый оппонент Вильяма Похлебкина в вопросах, связанных с историей водки, историк-практик, восстановивший технологию и рецептуру приготовления исторического русского крепкого дистиллята, - полугара. Автор нескольких книг. Создатель семейной компании "Родионов с сыновьями", открывшей собственную винокурню. Поскольку на тот момент заниматься частным винокурением в России не позволяла нормативно-правовая база, Борис Родионов запустил производство в Польше, а параллельно приложил усилия для легализации винокурения в нашей стране, и выступил в роли автора соответствующего ГОСТа, ныне вступившего в силу. Сейчас продолжает бороться за то, чтобы убрать пока еще оставшиеся препоны. В общем, - его можно безо всякого преувеличения назвать отцом современного частного винокурения в России.

(Фото кликабельны)

Борис Родионов, человек и пароход

Нельзя сказать, чтобы "Полугар" был абсолютной новинкой, - его первая ограниченная партия была выпущена еще в 2010 г.. Однако среди широких масс потребителей он совершенно неизвестен, и даже я узнал о нем всего лишь год назад, - причем совершенно случайно. Как и все дистилляты, он не относится к числу дешевых, - самый бюджетный, "стартовый" полугар - "Хлебник", в рознице начинается примерно от 1000 рублей, а выдержанные образцы из дорогих линеек могут доходить и до 8000 рублей за бутылку, - большинство полугаров к напиткам "на каждый день" явно не относятся. Хотя, с другой стороны, в отличие от вин, которые пьются бутылками (тем более, что вскрытое вино даже под вакуумной пробкой довольно быстро деградирует), если пить за обедом рюмку-другую полугара, - бутылки хватит надолго.

Полугары на любой вкус

Именно за обедом, - полугары очень гастрономичны, и при дегустации к ним так и просится на язык какое-нибудь блюдо, - вот к этому - горячий свекольный борщ со сметаной; к этому - соленые боровики и огурцы бочковой засолки, - и так далее. Причем, что неудивительно, наилучшим образом полугары "заточены" именно под традиционную русскую кухню. А выпускается их изрядное множество - пшеничный и ржаной, ячменный и гречишный, вишневый и грушевый, солодовый и можевеловый, чесночно-перечный и медово-перечный, бородинский с тмином, - и так далее. На, вроде бы, родственные другие дистилляты при этом полугар совершенно не похож, и, да - можжевеловый полугар это совсем не джин, а солодовый - не имеет ничего общего с виски. Это - действительно оригинальное, совершенно русское направление в винокурении, - и я совершенно не удивлюсь, если через какое-то время полугар будет восприниматься и у нас в стране, и в мире в качестве национального русского напитка, - как текила для Мексики.

На стенде Tartaria внимание привлекали не только бутылки

Еще одна торговая марка, безусловно, заслуживающая самого пристального внимания, - линейка Tartaria, во многом напоминающа полугары Родионова. И то, и другое - дистилляты. И то, и другое является попыткой воссоздать национальные русские рецепты. В обоих случаях винокурни, по известным историческим причинам, находятся за пределами России. Разница в том, что "Тартария" (это, кстати, - древнее название, под которым на старинных европейских картах фигурировала Сибирь) ориентируется на рецептуру и стилистику Сибири и русского Крайнего Севера. У меня, правда, есть довольно сильные сомнения, в том, что ненцы, эвенки и якуты с незапамятных времен колдовали у аламбика, - так что в данном случае речь идет, скорее, о создании с нуля красивой стилизации. Но стилизация удалась, - дистилляты, приготовленные на облепихе, чернике, бруснике, боярышнике, клюкве, кедровых орехах - прекрасно передают "вкус Сибири" и очень гастрономичны. Сразу захотелось строганины и мороженого муксуна.

Компания имеет небольшое представительство в Томске, которое, помимо реализации на территории России, занимается закупками местного сырья и отправкой его на винокурню в Германию. Представительство, действительно, небольшое, - когда ослепительная и очаровательная барышня, принятая мною сперва за промоутера из модельного агентства, принялась подробно и уверенно отвечать на мои вопросы, выяснилось, что на самом-то деле она в российском офисе занимается маркетингом.

"Бомба" мероприятия - коньяк на меду

По стендам с виски и коньяками я пробежался, что называется, галопом по европам, - с одной стороны, не совсем мой профиль, а с другой - абсолютное большинство их производителей имеет не многолетнюю даже, а многовековую историю, и каких-то особенных новинок ожидать от них сложно. Но были и исключения. Французский коньячный дом Domaine de Chez Maillard представил совершенно улетную новинку - ликер ABK6 Honey, - коньяк на меду. Как, не сговариваясь, делились своими впечатлениями многие встреченные на выставке коллеги, это - бомба.  Сочетание традиционного классического согревающего коньяка c характерными нотками гречишного меда, трав, пряностей, - эта штука просто напрашивается на то, чтобы неторопливо поцеживать ее холодными вечерами, сидя у камина. Дистрибуцией этого ликера в России будет заниматься компания "Сомелье", а вот примерная цена на полке на момент выставки, к сожалению, была еще неизвестна. В Западной Европе бутылка обходится порядка 40 евро.

В павильоне, основная часть которого была выделена под стенды производителей пива, атмосфера разительно отличалась от респектабельной обстановки экспозиций вина. Было очень людно, причем основную массу посетителей составляла молодежь студенческой наружности, толпившаяся вокруг каждого прилавка, где наливали. Оставалось только посочувствовать представителям торговых сетей, вынужденным проталкиваться локтями к нужному стенду для проведения деловых переговоров. Видимо, предвидя такую ситуацию, многие небольшие частные пивоварни предпочли разместить свои стенды в более спокойных местах, - по соседству с вином.

Стенд Gruit und Bier. Запомните эту вывеску.

Наиболее интересной из них мне представилась пивоварня Gruit und Bier, в которой, по идее, нет совершенно ничего необычного и выдающегося. Находится в подмосковном Лыткарино, имеет свой бар в Коммунарке, сырье закупает, сбыт осуществляется, в основном, через точки, расположенные в торговых центрах. Ничего, вроде, выдающегося. Кроме одного, - продегустированное мною темное пиво их производства было, пожалуй, лучшим в этом жанре из всего, что мне довелось попробовать за последние годы.

Поймите меня правильно, - я совершенно ничего не имею против плотных и тягучих экстра-стаутов и элей, и под настроение сам совершенно не против к ним приобщиться. Тем не менее, перекос именно в эту сторону на нашем рынке не просто существует, а более чем огромен. Вместе с тем, найти легкое и питкое темное пиво, если угодно, - "летнее", - бывает порой не сложно, а очень сложно. Я не силен в пивной терминологии, - описания вин мне ближе, - но в данном случае мне довелось попробовать пиво очень легкое, питкое, с нотками ржаной корочки и темного хлебного кваса, чем-то напоминающее "Флешский лежак", который на розлив продают "под часами" в знаменитой пражской пивной "У Флеков". Если при прогулке по торговому центру вы вдруг увидите эту вывеску, - потратьте пять минут, чтобы остановиться и попробовать. Думаю, - не пожалеете.

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: