Что ожидает нас на полках?


Какие вина можно будет увидеть завтра в магазинах? Сколько они будут стоить? Очень во многом это зависит от импортеров. Один из них, Alianta Group, недавно представил свой портфель на сезон 2015 — 2016.

В этом году в ALIANTA WINE FORUM приняли участие почти полсотни производителей из Франции, Италии, Испании, Аргентины, Чили, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Грузии и России, - были представлены игристые и тихие вина, а также крепкие напитки. А поскольку «Алианта» является одним из крупнейших российских импортеров, интересны не только и даже не столько конкретные предложения, сколько общее направление развития рынка.

Начнем с того, что первый взгляд любого посетителя, едва вошедшего в зал, падал на российский стол. Он гордо располагался в авангарде, впереди и посреди всей композиции, он приковывал внимание, мимо него невозможно было пройти. Там было представлено две компании — Alma Valley и «Фанагория». И если линейки «Фанагории» с их многочисленными наградами уже весьма хорошо знакомы потребителю, то про только-только появившуюся на рынке крымскую компанию, высадившую свои первые лозы в 2008 г., имеет смысл сказать чуть подробнее.

Предприятие Alma Valley, расположенное в западной части Крымского полуострова, почти что на побережье, между Севастополем и Саками, производит совершенно ошеломляющее впечатление суперсовременной винодельни XXI века, - мне посчастливилось посетить его в этом году. Производимые там вина трех основных линеек крайне интересны; некоторые из них имеют подчеркнуто международный характер, а другие обладают характерными местными особенностями. В частности, рислинг 2013 г. содержит весьма яркие тона тропических фруктов и ананаса, в этом он сходен с рислингом Павла Швеца, чья винодельня Uppa Winery расположена чуть южнее. Про винодельню Alma Valley я обязательно напишу отдельно и подробно, - а сейчас, для общего представления, добавлю лишь, что на предприятии работают такие известные и авторитетные на нашем рынке люди, как Игорь Сердюк и Карина Согоян.

Первым, что видел любой посетитель форума, был стол с продукцией российских виноделов

Напротив российского стола расположился грузинский, - Грузию на мероприятии представляла компания Teliani Valley. Здесь обошлось без особых сюрпризов, - сухие и полусладкие традиционных для Грузии цинандали, мукузани, саперави, киндзмараули и ахашени были, на мой взгляд, слегка дороговаты для своего уровня, - особенно по сравнению с российскими аналогами. С другой стороны, с учетом популярности таких вин в народе, - особенно в не слишком переполненном сегменте полусладких, - своего потребителя они найдут.

Teliany Valley из Грузии

Безусловно, рассказать о каждом из представленных производителей невозможно, - поэтому я остановлюсь лишь на некоторых, - чем-то наиболее, на мой взгляд, примечательных. Испанская «Винья Арнаис» (Vina Arnaiz) представила очень красивый и хорошо сбалансированный сет. Вина нижних линеек на нашей полке должны стоить что-то порядка 500 рублей, - в нынешних условиях это очень неплохая цена на качественный бутилированный импорт из Старого Света. При этом, например, одно из них, Arnaiz Roble, полгода выдерживается во французском дубе, что для дешевых вин, мягко скажем, не слишком характерно. Более дорогое (предположительно около 1500 руб. на полке) Vina Arnaiz Crianza перед отправкой в продажу проводит в дубе 425 дней, а после — год в бутылке. Наконец, Vina Arnaiz Reserva (где-то между 2 тыс. руб. и 3 тыс.руб.) выдерживается в новых (это отдельно подчеркивается) бочках из французского дуба 18 месяцев, а после еще столько же — в бутылке.

При этом вина имеют отчетливый национальный колорит (все красные образцы произведены из темпранильо либо купажей на его основе, а белый Castillo de Aza Verdejo — из вердехо), характерную сортовую насыщенность и терпкость. И, что немаловажно, сравнивая образцы из разных ценовых линеек, отчетливо понимаешь, за что именно берутся деньги, - при всем качестве и добротности недорогих образцов, каждый шаг на ступеньку вверх оборачивается новым богатством и разнообразием все более тонких оттенков.

Vina Arnaiz - прекрасные вина из прекрасных рук

Винодельня Santa Carolina, - единственный представитель Чили на салоне, - произвела двойственное впечатление. С одной стороны, продуманностью и выстроенностью своего портфеля она очень напомнила мне предыдущего производителя. Точно так же для нижней линейки предполагаются довольно привлекательные цены, а с ростом цены адекватно растет и уровень вин. Но — каберне этого производителя по своему стилю очень сильно, иногда до степени смешения напоминают каберне от многих качественных российских производителей. У которых стоимость бутылки из нижней линейки на московской полке начинается не от 500 — 600 руб, а от 200 — 300 руб, - т.е. вдвое дешевле. «А если нет разницы — зачем платить больше?»

Однако помимо каберне эта винодельня выставила карменеры и сира, которые ни на какие российские вина не походили в принципе, - они наверняка будут пользоваться у нас успехом. В беседе со мной представитель винодельни подтвердил, что конкуренция со стороны наших виноделов уже ощущается, и потому приходится ориентироваться, в первую очередь, на сорта винограда и стили вин, в России отсутствующие.

В перспективах каберне от Santa Carolina на российском рынке я не уверен, - а вот карменеры и сира наверняка будут востребованы

Впрочем, каберне тоже бывает разным. Калифорнийское хозяйство Delicato Family Vineyards порадовало замечательным образцом Gnarly Head Cabernet Sauvignon, опознать в котором этот сорт было бы непростой задачей. Там совершенно напрочь отсутствовали привычные нам черноплодная рябина, смородиновый лист и прочие характерные сортовые ноты, а черная смородина совершенно не лезла на первый план, - зато ощущались вишня, ежевика, пряности, какие-то хлебные нотки. Мне уже доводилось сталкиваться и с куда более опрокидывающими стереотипы калифорнийскими каберне, - скажем, с La Storia от Trentadue Winery (там, правда, был купаж в пропорциях, позволяющих, по местным законам, маркировать это вино как моносортовое), - так что шокирован я не был, - только удивлен. Это вино, безусловно, найдет своего покупателя, - не говоря уже о представленных хозяйством зинфанделях.

Шон Уэллс (Shawn Wells) из Delicato Family Vineyards, долина Напы

В принципе, сходного подхода — продвигать продукцию, максимально отличающуюся по стилистике от российских вин, - придерживается большинство хозяйств, с представителями которых я беседовал. За ситуацией на российском рынке они следят довольно внимательно, и конкуренцией со стороны россиян совершенно не пренебрегают, стараясь не сталкиваться лбами на чужом поле. Местный продукт, при прочих равных, всегда будет дешевле по сравнению с импортным благодаря более низким логистическим издержкам, отсутствию таможенных пошлин и т.п.. И если сравнивать с прежними аналогичными мероприятиями, в этом году среди представленных образцов было намного меньше вин, произведенных из каберне совиньон, мерло, шардоне и других массово распространенных у нас сортов, - зато намного активнее продвигались традиционные национальные сорта соответствующих регионов.

Об этих особенностях я побеседовал с генеральным директором Alianta Group Агваном Макиеляном, который подтвердил мои впечатления. По его словам, рынок, действительно, довольно сильно переориентировался в сторону продукции российских виноделов. Тут сыграли роль сразу несколько факторов, - и подорожание бутилированного импорта из-за снижения курса рубля, и впечатляющий рост качества отечественных вин, зафиксированный в результатах ряда конкурсов, и определенный рост потребительского патриотизма. Именно поэтому в портфель «Алианты» в этом году впервые были включены наши вина, ставшие своеобразной изюминкой салона. Да, - «Алианта» является известным импортером, но она же — и оптовый виноторговец, так что российская часть портфеля будет расширяться, а «Фанагория» и Alma Valley — первые ласточки.

Агван Макиелян, генеральный директор Alianta Group

И, да, - импортные вина уже не в состоянии выдерживать ценовую конкуренцию с равными по качеству российскими, причем относится это ко всем без исключения сегментам, от нижнего до премиального. В этих условиях выиграет тот импортер, который сумеет предложить по разумным ценам вина, стилистически отличающееся от российского мейнстрима, который успел уже более или менее если не сформироваться, то, по крайней мере, наметиться. Особенно важным является сочетание доступной цены и достойного качества в нижнем сегменте, наиболее актуальном для массового покупателя.

Собственно, стратегия «Алианты», как ее озвучил г-н Макиелян, и как ее можно понять, ознакомившись с представленной на форуме продукцией, и заключается в формировании сбалансированного портфеля, в котором доступные по цене качественные российские вина сочетаются с качествественными, несколько более дорогими, но при этом самобытными винами импортными. Насколько такую стратегию разделяют другие игроки рынка? Увидим на магазинных полках в начинающемся сезоне.

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: