День «Д» для алкогольной розницы


Сегодня, 1 апреля, заканчивается "льготный" период, в течение которого розничные точки, осуществляющие торговлю алкоголем, но не успевшие подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), освобождались от какой-либо ответственности.

Система ЕГАИС, первая очередь которой была внедренна в 2006 г., должна была воспрепятствовать проникновению суррогатов на легальный рынок. Несмотря на то, что сам процесс проистекал с большим количеством накладок и сопровождался искусственно вызванным дефицитом на рынке (в частности, многие производители и импортеры не получили своевременно необходимое количество акцизных марок и вынуждены были приостановить отгрузку продукции), общий итог его внедрения можно признать вполне позитивным. Суррогаты оказались полностью вытесненными из "белой" торговли, а фальсифицировать вина стало экономически невыгодным. В течение последних нескольких лет приобрести поддельное вино или водку стало возможным только с рук или в подпольном "лабазе", а никакая покупка, сделанная в нормальном магазине, заведомо не угрожает здоровью потребителя.

Вместе с тем, достаточно широкое распространение сохранилось за контрафактной водкой, которая производится на вполне легальных заводах, однако укрывается от уплаты акцизов и отправляется в торговые сети с поддельными акцизными марками. С точки зрения химического состава она абсолютно идентична легальному продукту, однако бюджет при этом недополучает значительных поступлений. Поскольку в качестве поставщиков выступают вполне респектабельные известные производители, а проверить подлинность акцизных марок зачастую не в состоянии даже сотрудники контролирующих органов, розничные сети зачастую даже и не подозревают, что торгуют контрафактом.

Точная доля такого рода контрафакта на рынке неизвестна; разные источники называют цифры от 20% до 35%, а некоторые даже около 60%. Установить сам факт продажи контрафакта и оценить его объемы можно благодаря тому, что, согласно статистике продаж, собираемой с розничных предприятий, объемы фактически реализованной водки постоянно оказываются существенно больше по сравнению с числом акцизных марок, которые Росалкогольрегулирование предоставляет производителям.

При этом по уникальному номеру любой акцизной марки можно однозначно идентифицировать производителя алкогольного напитка, содержимое бутылки и дату розлива, - эта информация вводится в систему самими производителями, если они российские, - либо импортерами, когда речь идет об импортной продукции. Неудивительно, что в нынешней непростой бюджетной ситуации для борьбы с контрафактом правительство приняло решение довести ЕГАИС до розничных сетей. Теперь, при попытке пробить бутылку с алкоголем на магазинной кассе, номер акцизной марки будет считываться и сопоставляться системой с реальным содержимым бутылки. В случае несоответствия (означающего, что на бутылку наклеена поддельная акцизная марка) покупка будет заблокирована, а система получит сигнал о такой попытке.

Предприятия розничной торговли и общественного питания должны были подключиться к ЕГАИС к 1 января текущего года, однако, поскольку из-за ряда организационных и технических проблем, большинство из них не уложилось в эти сроки, было принято решение установить "льготный", "переходный" период на 1-й квартал. Сегодня этот период закончился.

По данным РАР, к сегодняшнему дню единственным регионом России, где к ЕГАИС подключились все предприятия розничной торговли и заведения общепита, является Татарстан. Число нарушителей варьируется от региона к региону и в среднем по России составляет около 10%. Они могут быть оштрафованы на 150 - 200 тыс.руб. для юридических лиц и на 10 - 15 тыс.руб. для физических; кроме того, могут возникнуть основания для возбуждения уголовных дел и отзыва лицензий на реализацию алкогольной продукции.

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: