Праздник молодого божоле отменяется


Сегодня третий четверг ноября, и во всех винных магазинах мира начинаются продажи молодого божоле. Во всех магазинах, кроме наших. Мы совершенно осознанно не участвуем в этом маркетинговом хайпе. Производители и негоцианты рекомого бургундского субрегиона обойдутся в этом году без нас.

Потому что, например, божоле нуво от George Duboeuf, с которым ко мне в этом году обратились несколько конкурирующих игроков местного рынка, стоит по оптовому прайсу в этом году, кажется, 650 рублей. Для сохранения нашей нормы прибыли мы должны поставить его на полку приблизительно за тысячу за бутылку. Божоле нуво 2014. За тысячу рублей. При этом, все наши обычные скидки (а мы стараемся выбивать для себя прайс как для крупных сетей) для божоле нуво не работают. «Извини, Витовт, ничего не могу сделать, здесь цена только такая».

«А вы поставьте без собственной наценки, как акционное, — заработаете себе репутацию», — получаю ценнейший и мудрейший совет. Сдерживаюсь, чтобы не повысить голос. How about no?

Продавать без наценки — на самом деле, это продавать себе в убыток. Мы оплачиваем работу персонала как функцию от оборота; места в торговом зале тоже небесплатные — каждый квадратный метр зала, каждый квадратный метр полки стоят денег, вытекающих из аренды, если смотреть уж совсем в корень.

А еще есть альтернативные издержки. Вместо божоле продавец может потратить свое время, чтобы продать нечто, что принесет компании пусть небольшую, но прибыль. И что будет обладать для покупателя большей ценностью за меньшую цену.

Но многие, действительно, продают божоле нуво или совсем без наценки, или с минимальной наценкой. Видимо, не хотят продавать дороже конкурентов, которые повелись на уловку о репутационных выигрышах, — своего рода специальная олимпиада. Есть еще франшизы и международные сети, к которым оно приходит по спецконтрактам по особым логистическим схемам, но это отдельная тема.

Но дело в том, что никаких репутационных выигрышей в божоле для нас нет. Наши репутационные выигрыши — это честное 90-балльное бордо с рейтингом для совпадающего винтажа за 1250 рублей; это классифицированный сен-эмильон Chateau le Jurat за 1290 р, стоящий у конкурентов 3100 р. Это рейтинги, таблицы винтажей в торговом зале и компетентные продавцы.

Даже 650 рублей за божоле нуво — это дороговато. Когда вы покупаете божоле нуво, вы оплачиваете в большей мере не работу виноделов, а старания маркетологов.

Праздник молодого божоле имеет оттенок маркетингового обмана во всем мире. Но в России, особенно в этом году, кажется, есть своя специфика. George Duboeuf Beaujolais Nouveau — это довольно неплохое вино. Винтаж 2013 года получил от Wine Spectator 84 балла, 2012 — тоже 84 балла, 2011 — 83 балла, 2010 — тоже 83. В американской рознице оно стоит адекватные $11, а, скажем, Cono Sur Bicicleta Merlot — $12. Нам же это божоле нуво обойдется почти вдвое дороже «велосипедного» Cono Sur.

Покупать и пить божоле нуво, наверное, стоит, если для вас это часть дионисийского ритуала, атрибут праздника. Если же хочется вина из сорта гамэ с терруарными признаками субрегиона Божоле, то лучше взять другое божоле — не имеющее приставки Nouveau. Например, очень интересны божоле из терруара Moulen-a-Vent (Мулин-а-Ван, «ветряная мельница»), — они обладают внушительной структурой и иногда даже потенциалом для развития в бутылке. Божоле нуво дешевле всего произвести, и его продвигают сугубо по экономическим причинам.

Нет-нет, я не имею ничего против неумеренного вакхического веселья с безыскусным вином — ноябрь подходит для него как нельзя лучше. Но божоле нуво должно быть дешевым. 

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Витовт Аристов, v_aristov@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: