Рейтинг вина. Часть 3. Кому верить, кому не верить


В первой части мы рассмотрели общую методологию винных рейтингов, во второй — как характерные черты вина связаны с диапазонами цифр, и как это соотносится с российским рыночным предложением. Хочется уже перейти от теории к практике. Но фаланга бутылок в магазине в супермаркете по-прежнему предлагает вам сыграть в лотерею, и ваши шансы не очень велики. О, вот надпись про «91 points Robert Parker» прямо на этикетке, и стоит недорого — берем! Оказывается дефектной гадостью. Что же делать?

Откуда брать рейтинги вин

По существу, есть четыре авторитетных источника: сайт eRobertParker.com, где публикуется контент из журнала WineAdvocate (охвачено 225 тысяч вин), ресурс Purple Pages от Дженсис Робинсон (на момент написания статьи — 98 653 вина), дегустационные базы журналов Wine Spectator (более 300 тысяч вин) и Wine Enthusiast (свыше 150 тысяч винных рецензий). Особняком стоит блог The Daily Winegraph Дениса Руденко — в нем на данный момент содержится около трех тысячей записей о винах, большинство из которых доступно в российском ритейле.

Если вы — начинающий любитель, то вам хватит бесплатной общедоступной базы Wine Enthusiast. Заметим, что содержание базы WE сильно смещено в сторону бюджетного сегмента североамериканского рынка. Рейтинги ниже 80 баллов в базу не вносятся. Когда рейтинга нет, вы не можете узнать, было ли вино плохим, или же его просто не пробовали.

Активным потребителям вина имеет смысл потратить $49,95 и оформить годовую подписку на базу журнала Wine Spectator (http://www.winespectator.com). Если вы хотите пить вино с рейтингом 88-91 балл, скажем, каждую неделю, то с помощью базы WS вы сможете находить вина с таким рейтингом в среднем по 1500 рублей за бутылку вместо, пожалуй, 2500 рублей за бутылку. Тогда годовая подписка окупит себя уже через две недели.


Пример корректного и эффективного маркетингового материала

А если серьезно, Wine Spectator считается существенно более авторитетным ресурсом, чем Wine Enthusiast. Старый свет в нем представлен несравнимо полнее, а все рейтинги выставляются только на слепых дегустациях, если явно не сказано обратное. Обычно критик априори знает о регионе и/или предполагаемом сортовом составе, но известность брендов и стоимость вина на оценку Wine Spectator повлиять не могут. Нет никаких дополнительных баллов за «цену-качество». В базу WS включаются все рейтинги, в том числе и самые низкие.

Вряд ли стоит раскошеливаться на доступ к сайту Роберта Паркера ($99 в год) или Purple Pages Дженсис Робинсон (£69 в год), если вы не занимаетесь вином профессионально. Впрочем, на сайте Робинсон есть множество полезных материалов о мировых терруарах и сортах винограда.

Пользоваться базами Wine Spectator и Wine Enthusiast можно с телефона, но бывает удобнее пофотографировать на телефон полки с интересующими вас позициями, посмотреть базы дома, не спеша выбрать, а потом вернуться и купить.

Web 2.0 и мобильные приложения

Существует несколько краудсорсинговых платформ, где вина оцениваются потребителями, — cellartracker.com, Vivino, Delectable и другие. Автор относится к ним скептически. Большинство их пользователей имеют очень слабую подготовку и драматически разные представления о вине. Даже представители российских виноторговых компаний, обладающие обширным дегустационным опытом, зачастую предлагают неадекватные рейтинги на слепых дегустациях. Софт для распознавания этикеток в Vivino и Delectable постоянно путает разные вина одной линейки. Разумно использовать информацию из «народных» дегустационных баз только тогда, когда ничего другого найти не удалось. Впрочем, эти платформы имеют лишь опосредованное отношение к винным рейтингам в нашем понимании.

Откуда рейтинги не брать

С бутылочных этикеток и с рекламных ярлыков на супермаркетных полках.

Если рейтинг является элементом дизайна этикетки, он ложен фактически в ста процентах случаев. Этикетка печатается до вывода вина на рынок, и в лучшем случае указанная оценка была выставлена для самого удачного винтажа последнего десятилетия, но никак не для этого года. Может быть и прямой подлог: ведь не ясно, означает ли «92 points Robert Parker» оценку самого гуру, или что кем-то использовалась шкала Паркера. Возможно, оценка была выставлена для вина не только несовпадающего винтажа, но и другой серии.

Теоретически, некоторые производители устраивают бочковые дегустации, и их принято оценивать четырехбалльным диапазоном оценок. Гипотетическая надпись вроде «89-92 points vintage 2011 Wine Enthusiast barrel tasting» может заслуживать некоторого доверия, но я подобной надписи не видел ни разу.

Чаще рейтинги указываются на ярлыках, надеваемых на горлышко бутылки, — «шелфтокерах» или «некхенгерах». Их может печатать производитель, импортер или даже ритейлер. Последний с большей вероятностью будет честен с покупателем — он ведь может сам выбирать, из каких позиций формировать ассортимент, и подобрать вина с привлекательным сочетанием цены и ценности. Виноделу и импортеру выбирать не приходится, поэтому воздержаться от мухлежа с годом урожая могут не все.

Критерием достоверности рейтинга будет прямое и явное указание винтажа, для которого он был выставлен, и источника оценки. Надлежащей практикой для ритейлера будет самостоятельно проверить все рейтинговые ярлыки, с которыми пришли бутылки. И, увы, снять девять из десяти из них — заменив на свои, честные.


Приведены винтаж, текст рецензии и даже номер журнала — рейтинг заслуживает доверия

Важно еще понимать, что даже рейтинг из авторитетного источника для того же самого винтажа не дает вам стопроцентной гарантии, что содержимое бутылки будет ему соответствовать. Вино — продукт довольно деликатный, чувствительный к условиям хранения. Если бутылка перегревалась, вино будет «вареным», «компотным» (автору множество раз представлялась возможность насладиться вином из списанных перегретых бутылок). Периодически вы будете натыкаться на «пробковую болезнь» — дефект, проявляющийся запахом и вкусом мокрого картона. Увы, фрустрация — постоянная спутница любителя вина.

Хорошей возможностью научиться понимать вина (в том числе — определять дефекты и самостоятельно ставить оценки) будут дегустации в винных клубах с компетентным ведущим. В рубрике «Анонсы» на «Гроздях.Ру» периодически публикуются новости о разнообразных винных дегустациях в Москве.

Витовт Аристов, v_aristov@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: