Знай свою меру. Винная культура и пьянство в Древнем Риме

  • /
  • 21.10.2010 11:51

Нет ничего удивительного в том, что в древнеримском обществе у разных людей сложилось разное, порой противоположное отношение к употреблению алкоголя и приемлемости пьянства. Из того, что именно и в каком контексте говорилось по этому поводу, можно сделать вывод о предпочтениях самих авторов и влиянии на них социальной среды. Основные разногласия были спровоцированы существенными изменениями в римском обществе, к которым привел переход от язычества к христианству и проникновение варварских культур, которым сопровождалась территориальная экспансия. Древнеримская культура, сделавшая вино одним из центральных элементов повседневной жизни, испытывала страсть к поддержанию порядка и равновесия. Разница между выпивающим человеком и пьяницей была очень важна. Были установлены допустимые нормы употребления вина по количеству и качеству в зависимости от пола и социального статуса человека.

Символическое значение вина было особенно важным для создателей римских элегий. Воспетое Тибуллом состояние опьянения, способное освобождать сознание от привычных рамок, использовалось при отправлении культа плодородия. Это было частью традиционной древнеримской системы ценностей, уходящей корнями глубоко в историю Италии, воплощенной в таких праздниках, как Парилья (Parilia).  

Гораций писал, что стихи, написанные теми, кто пьет воду, не останутся в веках, а Проперций хвастался тем, что его пьянство не оскорбит богов (лат. laeserunt nullos DEOS pocula Nostra). 

Раннехристианские авторы воспринимали пьянство как вредное и богопротивное занятие. Это становится очевидным, если обратится к Пруденцию и его описанию неистового торжества трезвости над невоздержанностью и Тертуллиану с его настойчивым утверждением идеи очищения. Именно Тертуллиан бросился на защиту Иисуса, когда тот был заклеймен как пьяница. 

Цель яростных выступлений Цицерона против пьянства во время правления Марка Антония более понятна, если рассматривать их как попытку эксперимента при проведении кампании по защите Целия. Настоящее отношение Цицерона к вину проявляется в его философских трудах. 

Тацит, испытывавший ненависть к иностранцам, описывая любовь германцев к пиву, подчеркнул, что если бы они позволили себе пить столько, сколько хочется, их было бы легко завоевать. 

Было ясно, что чуждая римлянам, непонятная земля, оказалась полна людей, чтящих традиции, отличающиеся от римских. Поэтому считалось, что эти люди распущенны и грубы.

Неравенство в употреблении спиртных напитков не ограничивалось делением на римлян и не римлян; иерархия существовала также среди самих римлян – гости с низким социальным статусом получали на званых обедах вина худшего качества, чем более статусные. Римским женщинам и рабам было разрешено употреблять напитки только низкого качества; их разрешалось жестоко наказывать и даже казнить, если они переступили границу дозволенного и оказывались слишком пьяны. Это резко контрастирует с элегиями Проперция, призывающими его возлюбленную, Кинфию, пить больше, чтобы достичь хорошего настроения.

Зачастую предвзятость и необъективность была вполне публичной. Светоний раскрывает свое отношение к Августу как к правителю, которому он очень симпатизировал, подбирая соответствующие факты его биографии. Историк рассказывает о том, что Август пил очень мало вина, в то время как Плиний Старший в «Естественной истории» отмечал, что Август предпочитал вино любым другим напиткам, современные исследователи установили, что на его пристрастность повлиял детский опыт. В то же время Светоний достаточно подробно рассказал о повседневном пьянстве императора Тиберия (Тиберий Клавдий Нерон), прозванного своими солдатами Биберий (пьяница) Калдий (разгоряченный вином) Мерон (тот, кто пьет вино, не разбавляя его).

Дэмиен Мартин (Damien Martin)

 

 

 

 

 

 


Обсудить: | Поделиться: