Чили ставит на карменер


Прошедшее на днях имиджевое мероприятие "Вкус Чили" дало возможность пообщаться с чилийскими виноделами и составить представление о том, как они видят российский рынок и свое место на нем. Хотя общее число участвовавших предприятий было и невелико, - всего четыре, - среди них были и компании-агрегаторы, представляющие сразу разных виноделов, и семейные винодельни. Некоторые из них работают на нашем рынке уже давно, а другие только пытаются на него выйти, - так что спектр представленных интересов и точек зрения получился весьма широкий.

По словам Кристиана Кремаски (Christian Cremaschi), представляющего компанию Vitivinicola Cremaschi Barriga s.a., снижение курса рубля ощутимо сказалось на объемах продаж ее продукции в России, - конкуренция с отечественными виноделами, чьи цены практически не изменились, стала весьма заметной. Он отмечает серьезные неудобства из-за того, что взаимные расчеты при поставках приходится производить в валюте США, курс которой заметно вырос по отношению не только к рублю, но и к другим национальным валютам. Перспективы расчета в рублях он, впрочем, оценивает крайне невысоко, - хоть рубль и является конвертируемым, но в Чили, которая в России покупает гораздо меньше, чем продает, он мало кому нужен. Свои надежды на уход от долларов и евро он склонен связывать, скорее, с китаским юанем, который, как он надеется, в скором времени станет третьей основной общемировой резервной валютой.

Кристиан Кремаски надеется на юань

По его словам, обострение конкуренции на российском рынке привело к тому, что импортеры, в первую очередь, интересуются ценой, а уже во вторую - любыми другими характеристикми вина. В связи с этим компания предлагает линейку нижнего ценового сегмента, вина которой в магазинах сети X5 Retail предлагаются по 320 руб. на полке. Я попробовал два образца из этой линейки, - мерло и каберне совиньон (мерло показалось мне несколько более удачным). Это, безусловно, ровные, очень простые и очень понятные образцы, без каких-то не только выраженных особых достоинств, но и сколько-нибудь заметного разнообразия оттенков, - но и без единого ощутимого дефекта. В качестве сопровождения для летних шашлыков на природе - отличный выбор. И хоть они, несомненно, и уступают более дешевым качественным российским образцам, изготовленным из своего винограда, - по сравнению со значительной долей разливаемого здесь "балка", несомненно выигрывают.

Однако в целом перспективы конкуренции с российскими виноделами на их собственном поле сеньор Кремаски оценивает довольно пессимистически. Он предполагает, что, при сохранении нынешних рыночных тенденций, чилийским винам из каберне совиньона, мерло и других сортов, широко распространенных в России, будет все сложнее конкурировать с местными производителями по соотношению цены и качества. Поэтому основные свои надежды он связывает с традиционно чилийскими сортами, малораспространенными или вовсе не выращиваемыми в России, в первую очередь - с карменером. Принципиально другой вкусоароматический спектр таких вин, имеющих у нас немало поклонников, позволяет претендовать на свою долю во всех сегментах, - от бюджетного до премиального. Продегустированные мною образцы самой разной стоимости, вплоть до 3 тыс.руб.,  не оставляют в этом сомнения.

Карлос Меза отмечает, что цена интересует импортеров сильнее, чем качество

Карлос Меза (Carlos Meza), представляющий семейное предприятие Viñedos Villaseñor, также пессимистично отноится к идее расчетов в рублях, однако на юань каких-то надежд совершенно не питает. По его мнению, отказаться от евро и долларов во взаиморасчетах между двумя странами в обозримом будущем вряд ли удастся. Его компания, владеющая четырьмя виноградниками, разбросанными с севера на юг по доброй трети территории Чили, только ищет выходы на российский рынок, так что оценить, сколько предлагаемые ею вина будут стоить на нашей полке, он пока не готов. Среди продегустированных образцов были весьма достойные и явно недешевые купажи на основе каберне совиньона и сира, некоторые - с добавлением темпранильо и других сортов, ориентированные, скорее, на продажу в винных бутиках.

Как отмечает сеньор Меза, главной проблемой при переговорах с российскими импортерами является, в первую очередь, их нацеленность на низкую цену как основной параметр. На момент нашей беседы, насколько я понял, какого-то заметного прогресса в деле поиска партнеров в России достигнуто не было. Впрочем, представитель компании впервые появился в нашей стране и совершенно точно не раз сюда вернется, - решить все проблемы одним кавалерийским наскоком никто и не рассчитывал.

Марсела Бревис уверена в своей способности удовлетворить любые запросы рынка

Марсела Бревис (Marcela Brevis), директор по азиатскому региону компании Viña Raggio Limitada, в Россию тоже выходит впервые, и тоже ищет местных импортеров. Эта компания, являющаяся экспортным агрегатором для целого ряда чилийских виноделен, недавно вышла на китайский рынок, - и визитки, и представленные на стенде образцы вин были двуязычными, с иероглифами. Китайский и российский рынки во многом похожи, - при большой емкости и больших объемах потребления местное производство не в состоянии обеспечить необходимых объемов и не всегда конкурентно по качеству, а потребители, в массе своей, являются неквалифицированными и очень сильно обращают внимание на цены.

В портфеле компании присутствуют вина, самые разные по уровню, ценовому диапазону, сортовому составу и типологии и, по словам сеньоры Бревис, на данный момент важным является понять запросы российского рынка. В том, что среди хозяйств, с ней сотрудничающих, найдутся винодельни, продукция которых эти запросы удовлетворит, - она не сомневается. С ее точки зрения, основной упор при поставках в Россию следует делать на карменер и другие традиционно чилийские сорта, - их вкусовое своеобразие позволит компенсировать более высокие цены по сравнению с местной продукцией.

Среди образцов, представленных на стенде, любопытно отметить линейку базового уровня "Ромео и Джульетта", куда входят два вина - "Ромео" ("для мальчиков") и "Джульетта" ("для девочек"). С подобным маркетинговым приемом на нашем рынке я еще не сталкивался, будет любопытно посмотреть, окажется ли он столь же успешным среди россиян, как среди китайцев.

Арсений Демиденко отмечает рост спроса на "балк"

Компания BDP Chilean Food также является агрегатором, обеспечивающим экспорт продукции целого ряда чилийских производителей, причем не только вина, а и продуктов питания. Ее исполнительный директор по России Арсений Демиденко также рассматривает карменер в качестве основной лошадки. По его словам, курсовая динамика весьма негативно отразилась на объемах продаж, причем произошло это не в декабре-январе, когда курс рубля был минимальным, а буквально пару недель назад. Вина, ранее на московской полке стоившие 400 руб, подскочили до 800 руб, - видимо, это было связано с исчерпанием старых складских запасов и установлением нового баланса между спросом и предложением, и такая ситуация представляется ему неудовлетворительной.

Заметного роста конкуренции со стороны российских виноделов г-н Демиденко пока не видит, но не сомневается, что в скором времени с ним столкнется. В качестве примера он приводит рынок бутилированной минеральной воды премиум-сегмента, на котором российские производители буквально за полгода ощутимо подвинули чилийских, освоив выпуск качественной стеклянной тары и обеспечив необходимый маркетинг. Просто виноделие - процесс, по своей технологии, более инерционный.

Он также отметил значительный рост обращений со стороны российских партнеров, заинтересованных в приобретении чилийских виноматериалов наливом. Похоже, в скором времени бутилированный импорт "подвинется", уступив часть своей доли рынка местным винам, произведенным из привозного "балка".

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: